Елена Обвинцева
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в детском саду представлены, как:
- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий направлена чтобы :
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные виды здоровьесберегающих технологий
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
Выделяются также еще три группы здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
В детском саду целая система здоровьесбережения :
это различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
также комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
обязательные физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
Также организация рационального питания;
И медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
Обязательное соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
Картотека здоровьесберегающих технологий у воспитателя
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физминутки
Цель таких физкультминуток заключается:
смене вида деятельности;
предупреждении утомляемости;
снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
активизации кровообращения;
активизации мышления;
повышении интереса детей к ходу занятия;
создании положительного эмоционального фона.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети.
Гимнастика после сна
Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течение 7-10 минут.
Дыхательная гимнастика
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
-активизировать мозговое кровообращение,
-повысить насыщение организма кислородом;
-тренировать дыхательный аппарата;
-осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
-повысить защитные механизмы организма;
-восстановить душевное равновесие, успокоиться;
развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила:
Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
Пальчиковая гимнастика
Она применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
Используются такие виды упражнений: массаж; действия с предметами или материалами; пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз необходима для:
снятия напряжения;
предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным технологиям.
Цель психогимнастики заключается в следующем:
проведение психофизической разрядки;
развитие познавательных психических процессов;
нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
коррекция отклонений в поведении или характере.
Ритмопластика
Цель ритмопластики:
восполнение «двигательного дефицита»;
развитие двигательной сферы детей;
укрепление мышечного корсета;
совершенствование познавательных процессов;
формирование эстетических понятий.
Игротерапия
Игротерапия подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
проявить эмоции, переживания, фантазию;
самовыразиться;
снять психоэмоциональное напряжение;
избавиться от страхов;
стать увереннее в себе.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами, благодаря которым происходит:
улучшение самочувствия и настроения детей;
профилактика простудных заболеваний;
решение проблем со сном.
Помимо описанных
здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
фитотерапию;
цветотерапию;
музыкотерапию;
витаминотерапию;
физиотерапию;
сказкотерапия;
песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий.
Десять золотых правил здоровьесбережения :
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!