Приложение МААМ

Зависимость комфортной среды дошкольной образовательной организации от благоприятного психологического климата коллектива

Екатерина Валентиновна Осипова
Зависимость комфортной среды дошкольной образовательной организации от благоприятного психологического климата коллектива
▼ Скачать + Заказать документы

«ЗАВИСИМОСТЬ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

DEPENDENCE OF A COMFORTABLE ENVIRONMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION ON THE FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE TEACHING STAFF

Е. В. Осипова

Старший научный сотрудник. ОСП «Научный центр безопасности жизнедеятельности» при Академии наук РТ

С. Н. Башинова

К. Псих. н., доцент кафедры дошкольного образования

ИПО КФУ

Аннотация.

Публикация «Зависимость комфортной среды дошкольной образовательной организации от благоприятного психологического климата коллектива» размещена в разделах

В статье раскрываются основные проблемы эмоционального выгорания педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Рассматривается зависимость комфортных условий для развития и обучения детей, для личностного и профессионального роста педагогов от благоприятного психологического климата педагогического коллектива, а также предлагаются результаты исследования по данной теме и проект программы, направленной на улучшение благоприятной психологической среды в дошкольной образовательной организации.

Annotation.

The article reveals the main problems of emotional burnout of the teaching staff of a preschool educational organization. It examines the dependence of comfortable conditions for the development and education of children, for the personal and professional growth of teachers on a favorable psychological climate of the teaching staff, and also offers the results of a study on this topic and a draft program aimed at improving the favorable psychological environment in a preschool educational organization.

Ключевые слова: дошкольное образование, благоприятная психологическая среда, исследование, анкетирование, воспитанники, эмоциональное выгорание, методическое руководство, управление.

Key words : preschool education, favorable psychological environment, research, questioning, students, emotional burnout, methodological guidance, management.

Актуальность исследования заключается в том, что огромное значение для полноценного развития и обучения детей имеет образовательная среда. Построение грамотной, достойной образовательной среды зависит от множества различных факторов. Это и грамотно выстроенный образовательный процесс и материальное оснащение детского сада, и актуальная программа детского сада, направленная на развитие личностных качеств детей, их творческих способностей. Безусловно, в настоящее время этому уделяется большое внимание. Наш век – век развития цифровых технологий. Это касается всех сфер жизни, в том числе и образования. В настоящее время разрабатывается огромное количество разнообразных программ, ресурсов, призванных облегчить работу педагога, и улучшить качество образования в целом.

Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» (2019-2024 годы) в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2019 г.) в образовательных организациях необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду уже к концу 2024 года.

ФГОС ДО предъявляет требования к образовательной среде, которая должна быть максимально насыщенной, что означает оснащение оборудованием и совмещение в едином развивающем пространстве традиционных игр, игрушек и иного учебно-методического оборудования, в том числе и электронных образовательных ресурсов.

Обучающие интерактивные игры предоставляют возможность организовывать одновременно обучение детей с различными способностями и потребностями, выстраивая образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого субъекта. Что соответствует понятию «комфортна, благоприятная среда». Так как обучение проходит без сложностей, каждому ребенку на занятии комфортно и спокойно.

Технологии цифрового мира становятся важным связующим звеном в сотрудничестве сотрудников детского сада с родителями, особенно при проведении дистанционного обучения, что и было сделано в режим пандемии. Компьютерные технологии помогли связать воспитателей с семьей, с родителями, и родителей сблизить с детьми совместным выполнением заданий из детского сада.

Дошкольники скоро станут школьниками, их подготовка к цифровыми технологиями должна соотноситься с традиционными методами обучения, которые быстро устаревают. Современную образовательную инновационную среду формируют цифровые технологии, предоставляют новейшие инструменты, дают новый потенциал классическим приемам, методам и формам.

Но, все же, несмотря на важную ценность цифровых ресурсов для организации комфортной, благоприятной среды детских садов, учебно-воспитательного процесса в целом, хочется отметить, что каждый педагог – это личность, а цифровые ресурсы, лишь инструмент в его умелых и творческих руках и от того, как педагоги общаются между собой, с воспитанниками, какой уровень их психо - эмоционального состояния – накладывается большой отпечаток на развитие и формирование ребенка

. Не секрет, что нагрузка на современного педагога очень велика – это и постоянно меняющиеся требования к уровню образования, информированности и владения различными методами и приемами, постоянное взаимодействие с очень большим количеством людей и огромным количеством информации. Что, несомненно, оказывает огромное влияние на психо – эмоциональное состояние педагога. Для того, чтобы дети могли полноценно развиваться, необходимо создать благоприятную комфортную среду в дошкольной организации., в которую в первую очередь, будет входить грамотно составленное методического сопровождение, направленное на повышение уровня психологического комфорта педагога.

Всем известно, что в понятие комфортной психологической среды дошкольной образовательной организации входит много субъектов – это и педагоги, и дети, и родители, и другие специалисты детского сада. Отдельное и важное место в создании общей благоприятной атмосферы в дошкольной организации занимают педагоги, именно от их эмоционального состояния зависит атмосфера в группе, в детском саду.

В разное время, в психолого – педагогической литературе к проблеме формирования благоприятного психологического климата обращались такие педагоги и ученые, как Н. П. Аникеева, А. Н. Лутошкин, Ю. М. Жуков, О. И. Зотова, А. С. Макаренко, А. В. Петровский, А. И. Донцов, Е. В. Шорохова, В. В. Шпалинский и др. В связи с этим, проблема исследования состоит в поиске новых способов методического руководства организации благоприятного психологического климата в дошкольной организации, которые позволяют решать задачу становления и совершенствования благоприятной и комфортной среды для всех участников образовательного процесса.

Так как мы в своей работе выделили педагогов – как главный обьект влияния на уровень благоприятной комфортной среды, нами было составлено и проведено педагогическое исследование, направленное на выяснение уровня благоприятного психологического климата педагогических коллективов двух детских садов города Казани.

Наше исследование состояло из трех этапов:

- Констатирующего

- Формирующего

- Контрольного

Нами использовались методики, некоторые былина максимальность приближенный ка условиям реальной деятельности педагога образовательной организации, обеспечивали невысокий уровень мотивации вэ условиях будущего группового экспериментатор из былина приемлемый доля педагогов.

В связник се вышеизложенным, доля проведения исследования былин использованный следующие методики:

1. Методика определения индексатор групповой сплоченности (К. Э. Сишор).

2. Методика оценки удовлетворенности работой (В. А. Ядов).

3. Анкета для родителей «Комфортность прибывания ребенка в ДОО»

1. Методика определения индексатор групповой сплоченности под К. Э. Сишоруд позволяет выявиться уровень групповой сплочённости педагогического коллективка. Мы предположили, что только здоровый, хорошо сплоченный коллектив может работать слаждено, выдавая замечательный результат. Что в свою очередь позитивно влияет на уровень благоприятности образовательной среды в целом.

2. Методика оценки удовлетворенности работой (по В. А. Ядову) позволяет диагностировать подуровень удовлетворенности педагогического работника психологической комфортностью, условиями турунда внутри коллективка, содержанием деятельности, взаимоотношениями юс руководством из коллегами, возможность профессионального ростра. Она также диагностирует подуровень сформированности группы, каик коллективка, из позволяет (при многократном обследовании) проследить динамику чего развития. Нами было высказано предположение, что если педагог полностью удовлетворен условиями своего труда, взаимоотношениями с коллективом, то это не может позитивно не сказаться на развитие благоприятности среды в целом.

3. Для более объктивного взгляда на работу пелдагогического коллектива, а заничит на уровень благоприятности психологической среды в дошкольной образовательной организации, нами было проведено анкетирование среди родителей воспитанников.

«Проблемы, возникающие во время пребывания Вашего ребенка в ДОО»,

Далее была предложена анкета для родителей.

Родители удовлетворены средой детского сада «Детский сад № 355» и «Детский сад № 203» на 80% на первом этапе эксперимента.

Это говорить об позитивных микроклиматических условиях турунда, удовлетворительных взаимоотношениях се руководителями из коллегаамия, положительных условиеяхта доля передачи знаний родителям, но есть над чем поработать.

Исходя из результатов исследования руководству дошкольных образовательных организаций были даны необходимые рекомендации, а также была разработана и предложена программа, направленная на повышение уровня психологического комфорта педагогического коллектива. Был разработан годовой план мероприятий, направленный на сплочение коллектива, повышение психологического комфорта для педагогов. Отдельно был разработан план по работе с родителями, направленный на повышение уровня комфортности развивающей среды, позитивного отношения родителей к детскому саду.

Таблица 3

Годовой план по работе с педагогами

№ Вид мероприятия Тема мероприятия Задачи Сроки исполнения

1 Презентация проекта «Благоприятная психологическая среда в ДОО. Ее значение для развития профессиональных качеств педагога» - познакомить педагогов с планируемым проектом

- осветить цели и задачи проекта

- раскрыть понятие комфортная психологическая среда Сентябрь

2 Круглый стол «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников процесса образования» - формирование у педагогического коллектива благоприятного климата Октябрь

3 Деловая игра «Мое настроение»» - познакомить с навыками психо – эмоциональной разгрузки

- развитие навыков общения в коллективе

Ноябрь

4 Консультация «Конфликт» Формирование умения грамотно выходить из конфликтной ситуации.

формирование умения предупреждать конфликты в коллективе Декабрь

5 Игровой тренинг

«Сплочение коллектива» -формирование умения взимодействовать друг с другом,

создание благоприятной психологической обстановки через использование игр и ситуаций

. Январь

6 Круглый стол «Наш дружный коллектив. Проблемы и реализация» формирование умения коллег слышать друг друга, идти на встречу.

обсуждение имеющихся в коллективе проблем и совместное нахождение путей их решения

Февраль

7 Тренинг «Позитивное общение – основа всему» формирование у педагогического коллектива способности к грамотному позитивному общению с родитиелями, воспитанииками Март

8 Деловая игра «Как сделать наш коллектив еще лучше» формирование у педагогов умения прислушиваться друг к другу, совместно находить пути решения возникающих конфликтов. Апрель

9 Арт – терапия «Методы релаксации» познакомить педагогов с различными методами, позволяющими снять психо –эмоциональное напряжение. Быстро и без проблем привести себя в норму. Расслабиться после тяжелого рабочего дня Май

10 Семинар - практикум «Все начинается с любви к профессии» формирование позитивного отношения к своей работе. Создание обстановки радости, погружения в детство. Июнь

11 Деловая игра «Я люблю свою работу» научить педагогов делать акцент на позитивной стороне своей работы, формирование чувства взаимовыручки, доброты друг к другу. Июль

На заключительном этапе исследования приняли участие эти же респонденты: педагогический коллектив двух детских садов города Казани.

Уровень сплоченности коллективка быль выявление под методике К. Э. Сишора «Индекс групповой сплоченности Сишора».

Уровень групповой сплочённости в экспериментальной группе повысился и составляет 10,9 балловый, в контрольной группе остались прежние 11 баллов, чтоб соответствует среднему уровню узкогрупповой сплочённости. При эстомп имеретины местком психологическое единство членов полгруппы под некоторым аспектам полжизни.

Уровень удовлетворенности работой коллективка исследовался под методике В. А. Ядова «Оценка удовлетворенности работой (по В. А. Ядову)»

Родители удовлетворены в экспериментальной группе средой детского сада на 95%. В контрольной группе остались 80%.

Эффективность в работе воспитателей и всего педагогического состава, индивидуальный подход к детям, доброжелательность и вежливость, компетентность педагогов, удовлетворенность качеством образовательных услуг в целом, предоставляемых в детском саду оценена родителями в экспериментальной группе в 8,5 балла, что можно считать высокой. Но еще есть потенциал для развития более благоприятной среды.

Это говорить об позитивных микроклиматических условиях турунда, удовлетворительных взаимоотношениях се руководителями из коллегаамия, положительных условиеяхта доля передачи знаний родителям.

Сводный протокол контрольного этапа эксперимента

Экспериментальная группа (355Д/с)

№ респондента Индекс групповой сплоченности Сишора Удовлетворенность работой Ядова Анкета для родителей

1. 7 19 7

2. 8 22 8

3. 12 19 7

4. 15 19 8

5. 16 21 10

6. 6 20 9

7. 18 22 9

8. 7 20 7

9. 10 21 6

10. 11 22 8

11. 12 21 9

12. 10 21 10

13. 9 27 10

14. 12 20 9

15. 10 21 9

16. 11 22 8

17. 12 21 8

18. 9 19 10

19. 11 21 9

20. 12 21 9

итого 10,9 20,95 8,5

Контрольная группа (203Д/с)

№ респондента Индекс групповой сплоченности Сишора Удовлетворенность работой Ядова Анкета для родителей

1. 13 20 9

2. 12 19 8

3. 8 21 7

4. 7 22 8

5. 13 22 9

6. 10 27 9

7. 11 28 8

8. 12 25 9

9. 10 25 6

10. 11 24 8

11. 12 25 9

12. 10 21 8

13. 11 27 8

14. 12 19 9

15. 12 19 7

16. 11 20 8

17. 11 20 8

18. 10 18 7

19. 12 20 8

20. 12 18 7

итого 11 22 8

В Заключение необходимо отметить, что на уровень благоприятности образовательной среды, все таки, огромное значение имеет влияние именно психологического состояния педагогического коллектива, уровень сплоченности коллектива, удовлетворение каждым педагогом условиями труда, заработной платой, отношениями с руководством. Так как для формирования и развития ребенка огромное значение имеет эмоциональное состояние взрослого, педагога, который каждый день находится с ним в непосредственном контакте. Так как ребенок считывает информацию со значимого взрослого, которым для него является педагог. Это подтверждается проведенным нами исследованием.

Для решения данной проблемы нами предлагается вариант грамотного методического сопровождения, направленный на повышение уровня комфортности психологического климата педагогического коллектива.

Список литературы

1. Артеменко, Б. А. Актуальные проблемы дошкольного образования / сборник статей XVIII Международной научно – практ. конференции. – Челябинск: Библиотека А. Миллера. - 2020. – 448 с.

2. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография / И. А. Баева. – СПб: Союз, 2020. – 271с.

3. Байбородовa, Л. А. Беляев, Г. Ю. Благоприятная среда – Ярославль, 2021. – 608 с.

4. Бакаева, О. Н. Семейная педагогика: вопросы и ответы: учебное пособие для студентов. Часть 3 Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей / О. Н. Бакаева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017. – 138 с.

5. Вохмякова, И. Н. управленческий аспект создания цифровой среды в дошкольной образовательной организации / И. Н. Вохмякова. – УГПУ, 2021. – 158 с.

6. Долгова, В. И., Аплеева, И. А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — С. 81–85. URL : https://e-koncept.ru/2016/56094.htm

7. Жданов, О. И. Социально-психологический климат в коллективе / О. Жданов // HR -портал: сообщество профессионалов. - 2017. – 122с.

8. Загвязинский, В. Г. Методология и методика дидактического исследования / В. Г. Зягвязинский. – М., 1981. – 160 с.

9. Ибрагимов, Г. И. Методология и методы педагогических исследований: учебник для студентов высших учебных заведений / Г. И. Ибрагимов. – М. : Изд-во «Кнорус», 2021. – 210 с.

10. Калашникова, А. Е. Социально-психологический климат в трудовом коллективе // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5. URL : https://psychology.snauka.ru/2014/05/3177 .

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Мои поделки в организации и в создании развивающей средыМои поделки в организации и в создании развивающей среды Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализацииПрактика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации Формирование благоприятной эмоционально-развивающей среды начинается с реализации эмоционально-поддерживающего компонента, как залога построения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Зависимость комфортной среды дошкольной образовательной организации от благоприятного психологического климата коллектива
Опубликовано: 23 сентября 2024 в 13:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Зависимость комфортной среды дошкольной образовательной организации от благоприятного психологического климата коллектива» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Валентиновна Осипова (УИ 106528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД