Жукова Людмила
Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Многие дошкольники испытывают определённые трудности как в заучивании наизусть, так и в последующем прочтении стихотворений. Тем временем известно, что заучивание стихотворений считается одним из действенных методов развития детей. Оно непросто учит детей восприятию поэзии, воспитывает у них интерес к словесному искусству и развивает художественный вкус, а так же способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора, раскрывает творческие способности, развивает внимание, память, речь и эмоциональную отзывчивость. Заучивание стихотворений наизусть – это лучший способ развивать память, тем самым улучшать способности ребенка к дальнейшему обучению и овладению новыми знаниями. Если у детей в дошкольном возрасте сформированы навыки заучивания наизусть, то в школе им будет намного легче учить более объемные произведения, запоминать правила и формулы.
Публикация «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Особенности развития детей с ЗПР отражают эмоциональное и поведенческое составляющее, лежащее в основе обмена информацией и обуславливающее трудности при заучивании стихотворений наизусть.
Одно из основных правил, на которое следует обратить внимание – не
надо ставить детей перед фактом заучивания какого – то произведения, нужно предоставить им возможность самостоятельного выбора произведения из предлагаемого стихотворного материала, так как интерес к содержанию самого стихотворения положительно влияет на характер заучивания. При отборе стихотворений для заучивания с детьми с ЗПР необходимо учитывать их объем, содержание, оно должно соответствовать не только возрастным, но и психологическим особенностям развития детей данной категории.
При ознакомлении детей со стихотворениями взрослый непросто читает детям предлагаемые для заучивания произведения, а подкрепляет их каким – либо зрительным образом для того, чтобы им было легче запомнить свой выбор. В зависимости от возраста и интересов детей, это могут быть игрушки, герои сказок и другие персонажи. Далее проводится
необходимая ознакомительная и разъясняющая работа (уточняются и расширятся знания и представления детей по теме, смыслу стихотворения, ведётся словарная работа). В большинстве случаев у детей с ЗПР, ведущими являются зрительное восприятие, поэтому для облегчения запоминания наиболее эффективно использовать наглядный материал (картины, схемы, таблицы). Использование опорных рисунков для облегчения заучивания стихотворений мотивирует и увлекает детей, превращает скучное и нелюбимое ими занятие в игру. Более того, именно игра занимает центральное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являясь его ведущей деятельностью, а значит основным средством познания мира. Игра способствует снятию напряжения, так как представляет собой комфортную, привычную для ребёнка ситуацию, в процессе которой он лучше устанавливает контакт с другими людьми, у него формируется положительная мотивация к совместной деятельности, развивается наблюдательность. Именно поэтому в работе по заучиванию стихотворений наизусть с детьми с ЗПР целесообразно применять различные игры. Взрослый предлагает детям как бы зарисовать стихотворение, отобрав для него соответствующие картинки. Дети должны подумать о том, что должно быть изображено на картинках, отражающих содержание выбранного ими стихотворения. Они демонстрируют выбранные ими картинки, рассказывают о рисунках, отвечают на наводящие вопросы. Таким образом, лишние картинки исключаются, и выбирается серия картин, которая в дальнейшем послужит опорой для заучивания стихотворения. Затем взрослый вместе с ребенком организует работу по заучиванию стихотворения по отобранной серии картин, уточняя при этом их последовательность для понимания общего замысла. Для этого он проводит игры типа: «Разложи карточки по порядку», «Исправь ошибку/поменяй местами», «Какой картинки не хватает» и т. п. Далее включаются игры типа: «Подскажи словечко» (договаривание детьми слов, которые рифмуются, «По цепочке бегут строчки» (поочерёдное договаривание детьми строк, «Ты сначала – я потом» и др. Таким образом, через зрительные опоры — картинки, для детей с ЗПР материализуется содержание всего стихотворения. Данный приём работы помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий.
После проведенной работы детям предлагается прочитать стихотворение, выбрав для этого какое – то эмоциональное состояние (с грустью или, напротив, радостно, а может быть задумчиво или удивлённо и т. п.). Дети сами могут выбрать для себя эмоциональное состояние, а окружающие будут угадывать по интонации выбранную ребёнком эмоцию.
Для того, чтобы дети не испытывали чувства стеснения при прочтении, им предлагаются различные игровые варианты выступлений – чтений, а именно: передача по телевизору, репортаж / интервью, чтение с помощью куклы бибабо и др.
Дети играя, сами выбирают форму прочтения, с удовольствием пробуют себя в разных ролях, преодолевая таким образом барьер застенчивости и дискомфорт при индивидуальных выступлениях.
Построенная таким образом работа носит комплексный характер, поскольку очень важно донести до сознания детей с ЗПР смысл произведения, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического.
Литература:
Бакаева М. Н., Ладная С. М. Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор // «Логопед», 2011 г. ;
Гнедой Л. Н. Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений. Научно-практическая статья.