Галина Журавлева
Заучивание отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» с использованием мнемотехники
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» с использованием современной образовательной технологии развития памяти – мнемотехники» для детей старшей группы.
Публикация «Заучивание отрывка из стихотворения А, С, Пушкина „У Лукоморья дуб зелёный“ с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «У Лукоморья дуб зеленый», отрывок из поэмы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Тема: «Заучивание отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» с использованием мнемотаблиц»
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей 4-5 лет
Форма организации: подгруппа
Цель:
Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с творчеством поэта; расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов; учить пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворения.
Развивающие:
Развивать речевое творчество, выразительность речи, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Формировать чувство причастности к культурному наследию России; воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову; воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.
Словарь новых слов: У Лукоморья, неведомые дорожки, златая, песнь.
Предварительная работа:
Чтение детям сказок А. С. Пушкина; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям новых слов и выражений; обсуждение характера и поступков персонажей сказок; заучивание стихов и целых отрывков из сказок; привлечение родителей: читают дома детям сказки А. С. Пушкина, смотрят мультфильмы.
Планируемые результаты: дети могут выучить небольшое стихотворение; знакомы с понятием «рифма», умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвуют в подвижной игре.
Оборудование:
Выставка книг А. С. Пушкина, портрет поэта, магнитофон, аудиозапись, мнемотаблицы, макет дуба, подготовленный материал для ручного труда.
Подготовила воспитатель ВКК Журавлева Г. В.
Ход занятия:
I Вводная часть
(Музыка)
Воспитатель: Сегодня к нам приглашены гости. Давайте поздороваемся с ними.
Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю вам обратить внимание на портрет. Вам знаком этот человек?
Дети: Это - А. С. Пушкин
Воспитатель: Конечно, же – это великий русский поэт А. С. Пушкин.
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл.
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Дружить, природой любоваться,
И как же нам не восторгаться?
Воспитатель предлагает детям сесть.
Мы с вами уже знакомились с творчеством А. С. Пушкина, с его стихами и сказками. А вы знаете, кто в детстве был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?
Ответы детей: Свою няню Арину Родионовну…
Воспитатель: Правильно. Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она рассказывала ему в детстве о русалках, о царе Кощее, о бабе Яге, о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала маленькому Александру сказки, народные былины. А он внимательно слушал и поэтому запоминал. Когда Пушкин вырос, он стал поэтом. И воспоминания о сказках, которые ему рассказывала няня, очень пригодились ему в творчестве.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.
Ответы детей: Сказка о рыбаке и золотой рыбке, Сказка о золотом петушке,
Сказка о царе Салтане, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о попе и его работнике Балде.
Воспитатель: А сейчас, чтобы проверить, как вы знакомы с героями сказок Пушкина, проведём небольшую игру.
Воспитатель приглашает детей встать в круг и называет героев сказок Пушкина вперемешку с героями других сказок. Услышав имя героя сказки Пушкина, дети должны хлопнуть в ладоши.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. А вы знаете, что сказочная страна, которую придумал А. С. Пушкин, называется Лукоморье?
На магнитной доске выложены буквы слова ЛУКОМОРЬЕ в перепутанном порядке. Воспитатель ссылается на проделки Бабы Яги и предлагает детям составить слово правильно.
Дети составляют слово.
Воспитатель: Ребята, что это за книга? Это Сказки Пушкина. И сегодня мы с вами выучим стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный». Это стихотворение было задумано Пушкиным как вступление к поэме «Руслан и Людмила». Но и само это стихотворение звучит, как сказка.
Воспитатель: Итак, книга открывается, сказка начинается…
Воспитатель читает стихотворение.
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон без дверей.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я хочу, чтобы запомнить стихотворение нам помогли картинки. А вы хотите?
Ответы детей.
Воспитатель поворачивает магнитную доску с картинками по стихотворению и предлагает детям посмотреть на неё.
Воспитатель: У Лукоморья дуб зелёный (воспитатель ещё раз читает стихотворение).
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте закрепим содержание стихотворения. Отвечайте на мои вопросы.
Вопросы:
Воспитатель: У лукоморья?
Ответы детей: Дуб зелёный.
Воспитатель: Что на дубе?
Ответы детей: Златая цепь на дубе том.
Воспитатель: Когда кот ходит?
Ответы детей: И днём и ночью.
Воспитатель: Кот какой?
Ответы детей: Кот учёный.
Воспитатель: Что делает кот учёный?
Ответы детей: Всё ходит по цепи кругом.
Воспитатель: Идёт направо…Что делает?
Ответы детей: Песнь заводит.
Воспитатель: Налево… Ответы детей: Сказку говорит.
Воспитатель: Там…что? Ответы детей: Чудеса.
Воспитатель: Какие чудеса?
Ответы детей: Там Леший бродит, русалка на ветвях сидит.
Воспитатель: Там на неведомых дорожках…что?
Ответы детей: Следы невиданных зверей.
Воспитатель: Ещё что? Ответы детей: Избушка на курьих ножках.
Воспитатель: Стоит какая? Ответы детей: Стоит без окон и дверей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, кто хочет первый попробовать рассказать стихотворение, используя картинки? А теперь давайте попробуем рассказать все вместе, хором.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются сказки Пушкина от обычных сказок?
Тем, что они написаны в стихах. А как вы думаете, трудно ли сочинять стихи? А что нужно для того, чтобы стихи получились красивые, складные и легко запоминались?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, рифма. А сейчас давайте поиграем в рифмы. Я буду называть по три слова, а вы должны будете определить, какое слово не рифмуется с другими.
Проводится игра.
Воспитатель: Ой, ребята, теше, тише, что-то странное я слышу. Прилетела к нам сова, принесла письмо она. Давайте, прочитаем письмо. От кого же оно? От учёного кота.
РЕБЯТА, БАБА ЯГА ПОРВАЛА МОЮ ЗОЛОТУЮ ЦЕПЬ НА ДУБЕ. ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСЛИ СМОЖЕТЕ.
Воспитатель спрашивает у детей, хотят ли они помочь Учёному Коту и предлагает склеить цепь из полосок золотой бумаги. Дети садятся за столы и выполняют работу. Во время изготовления золотой цепи звучит аудиозапись «В гостях у сказки». По окончании цепь закрепляют на макете дуба.
III.Заключительная часть.
Воспитатель спрашивает у детей, испытывают ли они чувство радости от того, что смогли помочь Учёному Коту.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что же вы сегодня делали на занятии?
Дети: учили стихотворение, играли, делали цепь для кота.
Воспитатель: Мне тоже понравилось сегодняшнее занятие. Спасибо вам!