Светлана Немцева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Заучивание стихотворения «Апрель» с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме «Заучивание стихотворения «Апрель» с использованием мнемотаблицы»
в логопедической группе «Речецветик»
для детей старшего, подготовительного возраста
воспитатель Немцева С. М.
Цель: Развитие связной речи путем приобщения детей к художественной литературе.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Заучивание стихотворения „Апрель“ с использованием мнемотаблиц» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
1. Формировать и обогащать знания детей о зимних и весенних признаках. Формировать навык составления мнемотаблицы к стихотворению.
2. Создавать условия для развития связной речи, интонационной выразительности, речевого слуха, дыхания, зрительного внимания, памяти, творческого воображения, тонкой и крупной моторики.
3. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, воспитанию любви к природе, поэзии.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
• чтение произведений С. Я. Маршака;
• подбор книг в литературном уголке С. Я. Маршака;
• рассматривание иллюстраций о зиме, весне;
• заучивание произведений других авторов с опорой на мнемотаблицу;
• изготовление мнемотаблиц для заучивания стихотворений;
• развивающие игры, упражнения на развитие речи,
• проведение игр, упражнений, гимнастик на развитие речевого дыхания;
• составление предложений по сюжетным картинкам.
Словарная работа: капель, стужа, сквозь, валежник, поэт, стихотворение.
Оборудование:
- демонстрационный: календарь, картинка совы; иллюстрации времен года, «Весны», Снеговика; схема дыхательной гимнастики; карточки «Эмоции»; портрет поэта С. Я. Маршака; мнемотаблица к стихотворению.
- раздаточный: деревянные палочки; полоски цветного картона, бусины, пуговицы; цветные карандаши; листы бумаги для раскрашивания, конфеты.
Ход занятия
Дети заходят в группу, встают у центральной стены.
Вос-ль: Ребята, сегодня у нас много гостей и я с удовольствием хочу сказать:
«Доброе утро и всем улыбнись.
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда.
Вы согласны? Ответьте мне: «Да».
(Дети садятся за столы)
Восп-ль: Ребята, к нам на занятие пришел Снеговик. Мы встречали его зимой не только на улице, он даже жил на нашем подоконнике. Сегодня он рассказал мне свою историю. Вчера к нему в гости приходил друг, с которым очень давно не виделись. Они дружно играли, рисовали, Снеговик показывал книги о зиме. И … поссорились, потому что перепутали вот эти картинки (вос – ль показывает их).
Давайте, найдем картинки Снеговика, помирим друзей, и, может быть, догадаемся, кто вчера был у Снеговика в гостях.
- Что вы видите на этой картинке? Скажите полным предложением. А теперь повторим его по схеме хором, чтобы наше речевое дыхание было правильным.
(можно подставить ладошку ко рту, чтобы почувствовать непрерывный поток теплого воздуха).
- Эта картинка Снеговика? Почему? (она о зиме)
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, кто хозяин картинок, которые находятся на доске? (иллюстрация Весны) Вот и помирили друзей.
Вос-ль: А почему в гости пришла именно Весна? (За зимой приходит время года - весна.)
- Да, наш Снеговичок совсем скоро уступит ей место.
- А кто-нибудь знает, как называются весенние месяцы? ( календарь: март, апрель, май). Я предлагаю вам
игру «Скажи по – разному слово «апрель»
(удивленно, нежно, грустно, радостно и спокойно) (дети отвечают по одному)
- И сегодня ребята, я познакомлю вас с новым стихотворением (чтение стихотворения "Апрель", которое написал поэт С. Я. Маршак (портрет)
«Апрель! Апрель!»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
- Как вы считаете, почему это произведение называется стихотворением? (так как читается в рифму, похоже на песню)
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Какие слова использует поэт, чтобы описать месяц апрель? (звенит капель, бегут ручьи, на дорогах лужи)
- Как вы понимаете выражение «На дворе звенит капель»? (с сосулек капают капельки, падают на землю и слышен звон)
- Автор пишет в стихотворении «Скоро выйдут муравьи после зимней стужи». Как вы понимаете выражение «зимняя стужа»? (сильный мороз зимой)
- А вот еще строчка - «Пробирается медведь сквозь густой валежник»?
- Что такое валежник? (сухие сучья, деревья, упавшие на землю).
Вос-ль: Вам понравилось стихотворение? (ответ) Тогда давайте его выучим наизусть. Ведь у ваших мам и бабушек совсем скоро праздник 8 Марта. А стихотворение как раз о весне.
- У меня в руках картинки. Они помогут вам запомнить стихотворение. Пока я их размещаю на доске, вы тихо встанете в линию напротив доски.
- Я читаю стихотворение, а вы - подбираете картинки к строчкам. Дети садятся.
- Вот мы и составили мнемотаблицу к стихотворению.
- Теперь поработаем над выразительностью.
- Как вы думаете, каким голосом надо сказать строчку «На дворе звенит капель!»? (звонко, легко, выделив слово капель). Повторим хором.
- Автор пишет в стихотворении «Скоро выйдут муравьи после зимней стужи».
- А откуда выйдут муравьи?
- Как скажем эту строчку? (весело, восторженно, выделив слово «муравьи»?
- А вот еще строчка «Пробирается медведь сквозь густой валежник»?
- Что означает слово «сквозь» (значит между чего - то, «густой»?
- Каким голосом мы прочитаем эту строчку? (низким голосом, протяжно)
- Кто сумеет прочитать строчку низким голосом? (вос-ль, затем дети хором).
- Как прочитаем строчки «Стали птицы песни петь» (весело, «И расцвел подснежник» (нежно) (Дети повторяют хором строчки на одном дыхании)
- А сейчас игра «Выложи цепочку»
- Положите перед собой цветную полоску. Я буду читать стихотворение, а вы на каждую строчку кладете одну пуговку. Кто уже немного запомнил, читайте вместе со мной.
- А теперь разберем наши цепочки: одну строчку читаю я, а другую вы хором. Помните о выразительном чтении.
- Возьмите в руки палочки, встаньте на ноги. Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделив слова и голосом, и ударом палочек друг о друга, чтобы чтение было выразительным. (дети садятся)
А сейчас мы покажем стихотворение – будем читать его хором и двигаться.
Не забывайте про выразительность!
Физминутка «Апрель»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Дети поднимают руки вверх (2 раза).
Ударяют пальцами правой руки по левой ладони.
Дети бегут на месте.
Разводят в стороны руки перед собой.
Двигают согнутыми руками вперед – назад.
Обхватывают себя руками («мерзнут»)
Идут как медведь, переваливаясь.
Руками «раздвигают» кусты.
Взмахивают руками, как птицы, руки заводят за спину, вытягивают голову.
Из пальцев рук складывают бутон, разводят пальцы в стороны.
(дети садятся)
- Ребята, вы молодцы! Кто хочет прочитать выразительно, громко новое стихотворение по - цепочке? (читают 5 детей по 2 строчки)
- Кто хочет прочитать все стихотворение?
- Я вижу как вы стараетесь, ребята!
- Скажите, как называется стихотворение, которое мы выучили наизусть? («Апрель!»)
- Кто написал это стихотворение? (С. Я. Маршак)
- Ребята, наша гостья, Весна, приготовила вам сюрприз: заготовки для поздравительных открыток.
- Что на них изображено? (подснежник) Закрасьте его, не выходя за контур.
- Ребята, поздравьте новым стихотворением своих мам и бабушек, порадуйте их и не забудьте, что читать его надо весело и радостно!
- Вы сегодня хорошо потрудились, много думали, запоминали, и Весна принесла вам подарки – «сосульки» (леденцы).
Спасибо всем!