Анастасия Рабодзей
Загадки и народные приметы в ознакомлении дошкольников с явлениями природы
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Кроме того, у детей дошкольного возраста необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Природа играет огромную роль в создании ценностей искусства. Природа-могучий источник познания. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
В ознакомлении дошкольников с явлениями природы можно использовать различные средства и методы.
Темочки:
- Погода и природные явления
- Русская народная культура, фольклор
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т. п.
Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.
Чтобы расширить познания детей о временах года воспитатель проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло – холодно, светит солнце – идет дождь, снег, безветренно – дует ветер, ясное небо – тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами замечают изменения в погоде. Летом дети отмечают, что день длинный, солнце светит ярко, становится жарко; зимой – день короткий, быстро темнеет, солнце светит, но не греет. В процессе ознакомления закрепляется представление детей о зависимости сезонных изменений от солнечного света.
Знание загадок и народных примет по сезонам не только поможет объяснить детям изменения в природе и указать их причину, но и предсказать какое-либо природное явление (деревья и кустарники покрылись молодой листвой, значит, скоро прилетят иволги; ласточки летают низко- будет скоро дождь; дружно прилетели птицы - дружная ранняя весна и т. д.).
Но как мы видим, не многие воспитатели используют в ходе своей работы загадки и народные приметы в ознакомлении дошкольников с явлениями природы, что выявляет незнание детей сезонных изменений, явлений природы, знание устного народного творчества: загадок и примет.
Важно научить детей эстетическому восприятию предметов и явлений окружающей природы. Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней– важнейшие задачи дошкольных учреждений.
Исследование проблемы в трудах различных авторов.
Природа играет важную роль в воспитании дошкольников и в настоящий момент невозможно представить воспитание полноценной личности без естественных сил окружающего мира. Природа как незаменимый педагог хранит и вбирает в себя все самое лучшее, являясь наимудрейшим воспитателем, источником творческого начала и духовных сил, неиссякаемым источником красоты. Именно, в дошкольном возрасте нужно знакомить детей с явлениями природы, учить замечать, различать, сравнивать всю красоту сезонных изменений в ней, ценить важность природы.
Первоначальные знания об окружающей природе, человек усваивает в дошкольном возрасте. В дошкольных образовательных учреждениях в данном направлении необходимо проводить целенаправленную и систематическую педагогическую работу. Знакомство с природой оставляет неизгладимое впечатление на личность ребенка. Мнения многих ученых солидарны в том, что природа играет важную роль в становлении и воспитании личности дошкольника. Непосредственный контакт детей с природой оказывает положительное влияние: развитие доброжелательности, сопереживания, воспитание бережного отношения и видение прекрасного вокруг.
Природа окружает ребенка с ранних лет. Еще выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития.
И. Г. Песталоци писал, что: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы»[19, c. 100].
К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка; говорил об идеи «введения в природу детей», что необходимо для восприятия полезного и доступного для развития умственных и словесных возможностей детей.
Я. А. Коменский говорил о природе как об источнике знаний, о средстве развития ума, воли и чувств.
Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое.
В. А. Сухомлинский писал, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы»[37, c. 73].
Труфанов В. Г. в книге «Уроки природы» знакомит нас с некоторыми особенностями природы, с ее растительным миром, сезонными изменениями в природе.
Практические советы, как знакомить дошкольников с природой, организовывать наблюдения на прогулках содержатся в книге «Детям о природе», автора М. В. Лучич. Важные вопросы затронуты в книге «Родной край» Жуковской Р. Г. и др. авторов. В ней предлагается методика ознакомления детей с явлениями природы.
Большую помощь при ознакомлении с природными явлениями мы получаем из произведений народного творчества. Это неиссякаемый источник, который помогает донести до ребенка всю красоту и глубину родного края.
Загадки, народные приметы, пословицы и поговорки, формируют у детей глубокий познавательный интерес, понимание явлений природы. А отсюда ребенок учится любить ее и бережно отношения ко всему живому, что нас окружает. Большинство народных примет создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для ознакомления дошкольников с явлениями природы.
Много ценных указаний о применении элементов устного народного творчества мы находим в научных работах Е. Н. Водовозовой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, М. М. Кониной. Особенно, ценны советы о необходимости употреблять фольклор к месту и времени, остерегаться искусственности звучания его.
Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами. Отличие произведений состоит в том, что они создаются на живом, разговорном, народном языке.
Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения вдохновлены любовью, стремление к миру, вызывают чувство гордости за реки могучие, степи раздольные, поля широкие – и этим воспитывают любовь к ним. Фольклор развивает эстетическое чувство, т. е. чувство прекрасного.
Чувство природы врождённое, и оно есть у каждого человека, но оно в течение жизни может не проснуться. И очень важно, чтобы кто-то разбудил в ребенке этот интерес. Это может сделать умный, чуткий, близкий человек, который находится с ребенком с его рождения. И этим человеком может стать мать, отец, бабушка и, конечно, же, воспитатели. Ребёнок многое воспринимает чувством. Он радуется всему новому, красивому, интересному. И как это ему преподнести, зависит от них. Дети любят гулять, их тянет в парк, в сад, на луг, на речку, но много ценного ускользает от их внимания. И вот тут-то дошкольникам должны помочь подойти поближе к природе, присмотреться к ней внимательно, выделить из окружающей обстановки главное, существенное.
В. Бианки:«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей».
Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения вдохновлены любовью, стремление к миру, вызывают чувство гордости за реки могучие, степи раздольные, поля широкие – и этим воспитывают любовь к ним. Фольклор развивает эстетическое чувство, т. е. чувство прекрасного.
Примеров можно привести много. Дети очень отзывчивы, и чем раньше приобщать их к природе, тем быстрее они «приблизятся» к ней. И природа уже не будет для них чужой. Но только ежедневная работа по ознакомлению детей с природой, наблюдение за жизнью растений и животных, развитие и укрепление интереса ко всему живому, поможет нам приобщить ребенка к природе. А когда ребенок будет к природе неравнодушен, надо научить его охранять ее.
В течение жизни ребенка всегда должно присутствовать художественное слово, которое проникнет в его сердце и навсегда останется там. Умелые разговоры взрослых с детьми – еще одно из верных средств воспитания любви и бережного отношения к природе.
Таким образом, впечатления о природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Загадки и приметы как метод ознакомления дошкольников с явлениями природы.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии ознакомления дошкольников с природой. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Такой процесс ознакомления дошкольников с явлениями природы может быть творческим, занимательным и доступным для ребенка. Поэтому следует обратиться к созданному народной мудростью и проверенному веками воспитательному средству- малым формам народного творчества.
Такими формами будут выступать загадки и народные приметы. Важным средством для ознакомления дошкольников с явлениями природы является чтение загадок и народных примет. В процессе чтения загадок и примет дети запоминают, выделяют главное и существенное сравнение при ознакомлении с природными явлениями. Просят объяснить, уточнить, прочитать еще раз.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Она основана на сближении далеких областей предметно-вещественного мира метафорически и, конечно же, предполагает испытать отгадывающего на сообразительность. Загадки позволяют разглядеть в самых обычных вещах поэтическую и неожиданную сторону. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически, а порой парадоксально.
Загадки о природе — одни из самых древних загадок. Издавна люди следили за Луной и Солнцем, изучали природные явления, наблюдали грозы, туман, снег. Известно, что еще в старину люди разговаривали с ветром и всячески старались общаться с природой, как с живым понимающим существом. Это нашло отражение в загадках о природе: ветер — бородатый дядька, мороз — старик-шутник, молния и гром — сестра и брат. Подмечалась каждая деталь, особенность природных явлений, внешний вид и качественные признаки объектов природы, будь то ветер в поле или сосулька на дереве.
• Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам.
(Град).
• Молоко над речкой плыло —
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко.
(Туман)
Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
(Гроза)
Поэтому в загадках о природе так часто используется сравнение: снег сравнивается с пухом, радуга — с коромыслом, звезды — с горошинами.
Еще один вид устного народного творчества, который будет эффективен для ознакомления дошкольников с явлениями природы – это народные приметы.
Приметы - это народные поверья и знания об окружающем мире и природных явлениях, изложенные в кратком виде. Эти знания накапливались веками и проверены не раз.
• «Лягушки квакают на берегу – скоро будет дождь»;
• «Зимой звезды мерцают – к холодам. Летом – к ясной погоде»;
• «Зимой небо все усыпано звездами – утром будет сильный мороз».
Таким образом, актуальность народных примет и в наши дни сложно переоценить, поэтому этот бесценный опыт нужно передавать от старшего поколения – младшему. Ну и нельзя, конечно забывать о том, что все эти приметы и поверья накапливались на протяжении веков, формируя отдельный самостоятельный жанр фольклора, который неразрывно связан с историей и культурой человечества.
Самые известные народные приметы о природе для детей чаще всего касаются поведения представителей мира флоры и фауны. Действительно, многие представители животного и растительного мира обладают удивительной восприимчивостью к предстоящим переменам в окружающей среде.
Поэтому загадки и народные приметы неразрывно связаны между собой, образуя вид фольклорного жанра.
При отборе фольклорных произведений, следует опираться на следующие принципы:
• доступность содержания детям дошкольного возраста;
• познавательная и нравственная значимость;
• возможность формирования на их основе способности «чувствовать» окружающий мир.
Широко используется народный фольклор в разных видах деятельности. Так, например, в процессе наблюдения за объектами живой и неживой природы, посредством загадок, пословиц, усиливается эмоциональное воздействие на детей и активизацию деятельности детей. После наблюдения закрепляются представления, полученные в ходе наблюдения, корректируется отношение детей к природным объектам.
• «Радуга долго не исчезает, к плохой погоде»;
• «Ласточки летают высоко — к сухой погоде»;
• «Божья коровка села на руку и долго не улетает, погода измениться не в лучшую сторону, а если она улетела быстро – погода будет ясной».
В летний период расширяются и уточняются представления детей об овощах и фруктах. В процессе работы предлагается детям рассмотреть все овощи: как они растут на грядке, как выглядят вырванные из земли, где у овощей ботва, а где корнеплоды. В данной деятельности используются пословицы и поговорки о трудолюбии:
• «Пчела мала, а и та работает»;
• «Долог день до вечера, коли делать нечего»;
• «Нет труда, нет и плода».
В ходе организации трудовой деятельности на огороде с детьми воспитатель может использовать следующие загадки :
• Как на грядке под листок
Закатился чурбачок — Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец).
• За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая.
(Морковь).
• Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка).
В ходе знакомства с фруктами можно использовать следующие загадки :
• Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня).
• Он похож на апельсин,
С грубой кожей, сочный.
Недостаток есть один –
Кислый он уж очень
(Лимон).
Осенью, воспитатель обучает детей замечать изменения в явлениях природы и их влияние на жизнь растений, животных, на деятельность людей. В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, её характерных особенностях. Дети учатся отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать простейшие связи между ними: прошёл дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака. Воспитатель опять использует загадки:
• Белая вата плывет куда-то,
чем вата ниже, тем дождик ближе
(Облака, тучи)
• Без рук, без ног, а двери открывает
(ветер)
• Нету ног и нету рук.
По асфальту стук да стук.
(Дождь)
• Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке – бархат синий.
Это что такое?
(иней)
Наблюдая за разноцветными осенними листьями и листопадом, обращается внимание детей на условия, в которых происходят эти явления (солнце светит и греет меньше, земля становится холодной, дуют холодные ветры и т. д.).
Расширяя представления детей о характерных особенностях зимней природы, воспитатель также использует народный фольклор:
Приметы :
• «Хороший снежок- урожай сбережёт»;
• «Зима без мороза не бывает»;
• «Зимой солнце светит, а не греет».
Загадки :
• Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце).
• Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег).
• Заметает все пути
не проехать, не пройти.
У метели есть подруга -
снежно-ветренная
(вьюга).
• По темному небу рассыпан горошек
цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды).
В весенний период формируется представления детей об изменениях в природе. Наблюдение за заселением скворечников пернатыми жильцами не обойдется без примет и пословиц, загадок об этих птицах:
приметы :
• «Скворец с сорокой в одном гнезде не живут»;
• «В дырявом скворечнике скворец не гнездится»;
• «Запоёт скворец возле дома - к добру».
загадки :
• Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.
(Дятел)
• Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка
- Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)
• Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Отмечая погоду в календаре, обязательно используются народные приметы, пословицы и поговорки о погоде и временах года, которые приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например,
• «Если дождь идёт при солнышке, значит он скоро прекратится»;
• «В пятницу дождь- в воскресенье ясно»;
• «Гром зимой- к сильным ветрам»;
• «Восход солнца в тумане- днем ясная погода»;
• «В осеннее ненастье- семь погод на дворе».
Также в ознакомлении детей с природой используются игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
• «Грохочет в небе голубом
Раскатистый июньский.»
(гром).
• «На улице метет листву
И в воздух мусор поднимает.
Опять по нашему двору
Никто сегодня не гуляет.
Все говорят, что непогода,
Что вновь бушует мать-природа.
Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.
Что за силища такая? Сила.»
(ветра).
• «Падает со склонов гор река,
Слышен шум воды издалека.
Спросим мы давайте у ребят,
Как зовется это?»
(водопад).
Использование малых форм фольклора в ознакомлении дошкольников с явлениями природы способствует всестороннему развитию личности ребёнка, у детей формируются знания об объектах и явлениях природы; углубляются знания о растениях и животных ближайшего окружения; дети знакомятся с экологическими законами, правилами и нормами поведения в природе, с природными факторами, влияющими на здоровье человека; развиваются эмоционально-доброжелательные отношения в процессе общения с живыми объектами; ярче проявляются познавательные интересы.