Анастасия Леонтьева
Задачи экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются : формирование у детей элементов экологического сознания; формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; воспитание гуманного отношения к природе.
Образовательная область «Речевое развитие».
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у детей используем дидактические эколого-речевые игры :
Публикация «Задачи экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
«Нужно – не нужно»
«Съедобное – несъедобное»
«Кто, где живёт?»
«Отгадай, что за растение»
«Узнай на вкус»
«Подбери листок»
«Что за птица?»
«Узнай по голосу животного»
«Угадай, про кого расскажу»
«Что сначала, что потом»
«Что опасно для природы»
«Угадай, что в мешочке»
С помощью дидактических игр экологического содержания можно закреплять представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.
В работе воспитателя используются разнообразные игры. Игры способствуют развитию психических процессов, обогащают словарь. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных. Многие игры, связанные с природой, учат классификации.
Предметные игры с использованием различных предметов природы (семена, шишки, жёлуди, каштаны, камешки, фрукты, овощи, листья, песок) способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Игры с использованием разнообразных семян способствуют не только усвоению знаний о природе, но и развитию фонематического слуха у детей.
Давайте рассмотрим некоторые методы и приемы, которые используются для развития речи через экологическое воспитание.
Игры с песком - это своего рода терапия. Играя с песком, ребёнок получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании. Учится соотносить речь с движением персонажей на песке и начинает действовать самостоятельно. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние.
Развитие речи детей происходит в рассказах, беседах о природе. В рассказах изложение носит описательный характер. Он используется для создания у детей представлений о том или ином явлении природы о природе в целом. В результате вызывает положительные эмоции. Побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.
Экологические минутки.
Цель – создание проблемных ситуаций.
Решаются речевые задачи :
• развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;
• совершенствовать монологическую речь детей;
• поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.
Например «Почему деревья белые». Исправить ошибки и обосновать.
«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?» (Весенний сад, цветущие деревья.
Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.
Экологические сказки
Цель – развитие детской фантазии.
Решаются речевые задачи :
• пополнять и активизировать словарь детей;
• развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;
• развивать мышление, память, воображение.
Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».
Реклама.
Цель – развитие образного мышления.
Решаются речевые задачи :
• совершенствовать монологическую речь детей;
• развивать логические рассуждения.
Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. «Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».
Сочинение загадок, стихов.
Цель – развитие звучности рифм.
Решаются речевые задачи :
• развивать творческое познание слова, действий с ним;
• формировать грамматический строй речи.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Составляя сравнения по двум или более признакам, дети учатся умению понимать сравнения, побуждая их к самостоятельному составлению загадок.
Рифмовки
Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.
Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 4-6 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет логопед.
В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».
Например, «Жила-была прозрачная сосулька».
Жила-была прозрачная сосулька
Была она твердая, как пулька.
Подошел к ней мальчик и сбил,
И себе он в рот положил.
А потом мальчик заболел.
И Айболит к нему прилетел.
Настольно-печатные игры (лото, домино, разрезные картинки, парные картинки, словесные игры развивают у детей связную речь, обобщают и систематизируют у детей знания о природе.
Образовательная Область «Физическая культура»
В каждом детском саду есть экологические тропинки, природные уголки, аллеи, огороды, просто, клумбы с цветами, которые можно использовать для занятий физкультурой, сочетая экологическое и физическое воспитание.
Инновационность предложенного материала заключается в особенностях организации и содержания структурных частей физкультурных занятий на улице (далее – физкультурно-экологические занятия). Физкультурно-экологические занятия построены на интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», что позволяет быстро менять виды деятельности, поддерживая интерес детей и сводя к минимуму их утомляемость.
Условия проведения физкультурно-экологических занятий : необходимо создать образ, доступный детскому пониманию, вызвать у ребенка желание войти в предложенный образ. Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы оздоровительной гимнастики, самомассажа, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме.
Отличительные особенности физкультурно-экологических занятий :
- проводятся только на улице, в любое время года;
- основная роль отводится воспитателю (определяет тему, свои цели и задачи);
- инструктор по физкультуре «подключается» и решает свои задачи, соответственно теме;
- все физические упражнения носят имитационный характер;
- осуществляется тесный контакт воспитателя, инструктора по физкультуре, других специалистов, объединённых одной темой.
Содержание занятий могут быть на тему природных явлений, животного и растительного мира и др. В зависимости от времени года на физкультурно – экологических занятиях можно использовать как натуральный природный материал: листики, шишки, снежки, так и искусственный: яркие веточки рябины, сирени, мимозы и др.
Способы организации (примерные).
Рассмотрев цветы на клумбе, насладившись их красотой и запахом, предложить ребятам построиться вокруг клумбы (круг).
Упражнение «Распускающийся цветок» :
семечко – дети сидят на корточках, прикрыв колени руками;
бутон – дети встают, руки скрещены на груди, голова опущена;
цветок - расправляют руки в стороны, подняв голову вверх.
Здесь интересны игровые упражнения с бегом на внимание.
Например «Возьми цветок».
Ход. Цветы (искусственные, по кол-ву детей) разложены на траве вокруг клумбы. Дети бегут друг за другом. По команде: «Цветок» берут цветок и поднимают его вверх. Ребёнок, поднявший цветок последним, выбывает из игры.
После бега - упражнение на восстановление дыхания «Понюхай цветок».
Небольшая клумба, как ориентир, прекрасно подходит для хороводных игр.
Расставив детей между грядками на огороде, образуются колонны или шеренги.
На ровных прямых дорожках с растениями (деревья, кусты и т. д.) по краям отлично проходят различные виды бега, соревнования и эстафеты. Те же бордюры можно использовать для упражнений в равновесии и спрыгивании.
На узких дорожках, выложенных из небольших плиток, целесообразно упражняться в разных видах ходьбы: обычной, с называнием цвета плитки (если разноцветные, со счётом плиток, высоко поднимая колени, широкими шагами (переступая через плитку, приставными шагами вперёд, боком, с остановкой на плитке по сигналу. Можно предложить упражнения на координацию движений. Например, шаг правой ногой вперёд (на плитку) приставить левую, шаг левой ногой назад, приставить правую. То же с хлопком впереди – сзади; упражнения на ограниченной поверхности, статические упражнения, а также прыжки: в длину (через плитки); ноги вместе (стоят на плитке, ноги врозь.
На больших природных участках хороши игры на ориентацию в пространстве. Если участок небольшой, проводятся игры малой подвижности. Например, «Летает, прыгает, плавает». Ведущий (взрослый или ребёнок) называет птиц, зверей, рыб, насекомых и т. д. Дети изображают их на месте.
Физкультурно-экологические занятия позволяют продуктивно проводить прогулки в целях экологического воспитания, оздоровления и физического развития детей на свежем воздухе, помогают решать познавательные, оздоровительные, развивающие и эстетические задачи. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении.
• С малышами воспитатель проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые знания, которые дети получают в наблюдениях.
• Организуя подвижные игры, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж уже имеющихся знаний.
«Я знаю» (игра с мячом) Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет ( например: лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит и называет 5 птиц и т. д.
«Воздух, земля, вода» (игра с мячом) Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
* Возможен другой вариант этой игры : воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей и океанов.
«Социально – коммуникативное развитие»
Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожно-го, бережного обращения с любыми живыми существами, учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе т. е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.
Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и обитателям. А помогут в этом игры экологической направленности :
• Игра «Аукцион» (уточнение правил поведения на природе).
• Игра «Узнай и назови» (закрепление знаний о растениях и месте их произрастания).
• Игра «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе).
• Игра «Береги природу» (воспитание бережного отношения к природе).