Надежда Самочернова
Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Двигательная деятельность составляет одну из основных задач физического воспитания.
Публикация «Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Период от двух до трех лет – пик двигательной активности в жизни человека.
На втором году дети умеют ходить, ходят, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. И предпочитают задействовать обе ноги даже тогда, когда было бы достаточно одной.
Держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т: д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.
На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну, а также игры с несложными правилами.
Начинают предпочитать правую или левую руку, и скорее всего, потянутся за игрушкой одной рукой. И самое главное – для того, чтобы совершить движение – им уже не надо его взглядом контролировать. Это проглядывают элементы автоматизма, то есть способности совершать действия без осознанного контроля.
Для развития движений используются различные средства. Это в первую очередь режимные процессы — умывание, одевание, кормление, развивающие координацию движений рук; игровая деятельность, во время которой дети разнообразно двигаются. Но чтобы они могли свободно бегать, играть в мяч и другие игры, должно быть достаточно места. Для детей нужны игрушки, способствующие развитию движений : мячи разных размеров 3-колесные велосипеды, автомобили.
Важным фактором развития движений являются утренняя гимнастика и физкультурные занятия.
На занятиях обязательно проводятся общеразвивающие упражнения. Они подбираются для крупных групп мышц: рук и плечевого пояса, туловища, ног и стоп. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, на четвереньках. Воспитатель обучает ребенка движению, внимательно следит за качеством его выполнения. Значительную роль в занятии играют имитационные упражнения, игры-забавы, подвижные игры. При проведении занятия педагог должен знать содержание его, подготовить соответствующие пособия, соблюдать общепринятую методику.
Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем,
укрепляют опорнодвигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность.
Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности.
Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений.
В работе с детьми широко используются игровые упражнения, не
имеющие правил. Особенно нужны они в начале года, когда вновь принятые
малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в
индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание.
Игровые упражнения можно проводить как на специально организованных занятиях, так и в режимных моментах, такие как ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца", «Перешагни через палку»,
«Догони мяч», «Пройди по мостику», «Найди игрушку» и др.)
В силу психологических особенностей детей этого возраста, для которых игровая деятельность является ведущей, игровые упражнения являются очень важными, и даже гимнастику в процессе занятий рекомендуется проводить в игровой форме. Игровые упражнения, вызывают эмоциональный подъем детей, и при условии адекватности их уровню развития - легко осваиваются детьми.
Целью игровых упражнений является:
- развитие внимательности, сообразительности, памяти,
наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
- укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и
других систем организма;
- ориентировка в пространстве;
- формирование и закрепление двигательных умений;
- получение удовольствия и создание хорошего настроения;
- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
- повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
Существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, где нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук.
Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх.
В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать.
Организованная подвижная игра не только развивает движения, но и организует поведение детей. Как известно, правильно подобранные подвижные игры активизируют различные группы мышц, развивают ходьбу, бег, лазанье, бросание, воспитывают координацию движений и, тем самым, способствуют развитию у детей подвижности и ловкости. Совместные игры вырабатывают умение действовать согласованно. Игры, в которых требуется ожидание, тренируют процесс торможения и развивают у детей терпение и выдержку. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. Они доставляют ему радость и удовольствие.
(«Солнышко и дождик», «догони меня», «воробышки и автомобиль»)
Подвижная игра, кроме своего прямого назначения (развития движений детей, содействует также развитию речи, налаживанию положительных взаимоотношений между детьми, вырабатывает у них такие черты характера, как выдержка, смелость, умение преодолевать препятствия, действовать согласованно. Слайд-3года
Так же большое значение подвижная игра имеет для умственного развития. В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и развивают воображение, инициативу, сообразительность (действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т. д.).
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
Также можно использовать для детей стихи с движениями, потешки, сказки.
Все маленькие дети очень любят, когда им читают стихи. Малыши непоседы, они не всегда будут спокойно сидеть и слушать. Им хочется двигаться, и это естественно. Достаточно просто выучить стихи с движениями.
Вслед за взрослыми дети с удовольствием подражают звукам и движениям, производимыми животными из сказки, действия этих персонажей с различными предметами («тянет — потянет», «упало и разбилось», что способствует изобретению ребенком новых способов взаимоотношений с окружающим живым и предметным миром.
Читая стихи и сказки, которые можно не только слушать, но и выполнять движения соответственно тексту как своеобразную зарядку. Практика показывает, что такие упражнения очень нравятся всем деткам. Они с удовольствием повторяют за взрослым слова из стихотворения, выучив его наизусть, и жестами изображают всё то, о чём в нём говорится. Такое чтение с элементами игры очень полезно для развития памяти и речи ребенка, а также для развития координации движений и просто необходимо для удовлетворения потребности детского организма в двигательной активности. Кроме того, радостные мгновения общения малыша с мамой имеют большое значение для его психоэмоционального развития.
Можно и даже нужно, чтобы в чтении стихов с движениями принимали участие все члены семьи: мама, папа, старшие братики и сестрички, бабушки, дедушки. Тогда хорошее настроение гарантировано всем.
Также можно использовать в работе с детьми раннего возраста ритмические сказки.
Ритмические сказки развивают музыкальность ребенка, чувства ритма, а также двигательным навыкам. Так же можно инсценировать песни, детские потешки и стихи под музыку. (Программа «Топ, хлоп, малыши»).
Проблему оптимизации физического воспитания детей раннего возраста дошкольное учреждение может решить через привлечение к сотрудничеству семьи.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров. Но эффективность работы по здоровье сбережению невозможна без участия родителей. Ни что так не стимулирует ребёнка к занятиям спортом, как личный пример родителей.
Известно, что решающее влияние на приобщение детей к физическим упражнениям оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные занятия с детьми. Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.
Большинство родителей готовы активно участвовать в интеллектуальном, психо-эмоциональном и физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них умений проведения подобной работы. К тому же, проводить полноценные физкультурные занятия в домашних условиях смогут немногие родители. Именно поэтому необходимо проводить практикумы для родителей детей раннего возраста по обучению их развивающим и полезным для детей данного возраста подвижным играм.
Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подвижные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Задача педагогов лишь объяснить родителям значимость подвижных игр и научить в них играть.