Татьяна Копытова
Конспект НОД по музыке для старшей группы с элементами ТРИЗ-технологии «За кулисами»
«За кулисами». Конспект НОД по музыке для старшей группы с элементами ТРИЗ – технологии.
Цель: развитие познавательных способностей у дошкольников на музыкальных занятиях.
Задачи:
1. расширять словарный запас детей и образность языка; формировать эмоциональную отзывчивость.
2. развивать системное мышление, воображение, развивать способность к оценке, анализу; развивать певческие навыки.
Публикация «Конспект НОД по музыке для старшей группы с элементами ТРИЗ-технологии „За кулисами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
3. Способствовать созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Воспитывать умение действовать в коллективе.
Репертуар:
1. Шаг и поскок. Ломовой
2. «Страшилище» Витлин
3. «Песенка друзей» Музыка Герчик
4. «Весёлый танец». Еврейская народная мелодия.
Оборудование: ТСО, морфологическая таблица «Страшилище» (формат А3, презентация электронной игры «Звуки театра»,
Ход занятия
Дети заходят в зал парами под музыку («Весёлый танец» еврейская мелодия).
Приветствие
- Здравствуйте, сегодня мы будем здороваться песенкой, послушайте.
Педагог поёт: «Привет, скорей в театр идём!
Узнаем многое о нём». (Дети повторяют несколько раз)
- Кто из вас был в театре? Поднимите руки. Мы отправляемся с вами за кулисы. Так называют пространство за сценой театра. Отправимся за кулисы, выполнив упражнение в парах.
Музыкально-ритмические движения.
«Шаг и поскок». Ломовой
Выполнять упражнение в парах. Маршировать плечом к плечу, не держась за руки. А при выполнении поскоков держать друг друга легко за пальчики.
(Дети выполняют движение по кругу.)
- Для того чтобы попасть на спектакль, нам надо купить билеты в кассе. Что указано в билете?
(Ответы: название, цена билета, время спектакля, ряд, место.)
- Посмотрите на экран (2 слайд) прочитайте билет, хлопайте «ряд» - долгими звуками, а «место» - короткими. (дети повторяют ритмическую цепочку).
- Поговорка «Театр начинается с вешалки» не случайна, приходя на спектакль, мы оставляем верхнюю одежду в гардеробе. Покажем.
Упражнение на осанку «Вешалка».
Поднять плечи и отвести их назад. Свести лопатки, зафиксировав прямую спину. (дети выполняют упражнение 1 раз)
Метод синектики (эмпатия).
Музыкально-дидактическая игра «Звуки театра».
- Посмотрите на экран. (3 слайд). В оркестровой яме перед сценой спрятались музыкальные инструменты. Какие? (Ответы: скрипка и кларнет.)
Педагог предлагает одному из детей:
- Ты - скрипка! Изобрази игру на скрипке и как она поёт? Она поёт грустно?
(Один из детей имитирует: ди-ли-ли-ли.)
- А ты – кларнет! Покажи, как играют на дудочке, как она поёт? Она играет задорно? (Один из детей имитирует: ду-ду-ду---)
4 слайд. - Прозвенел театральный звонок. Он просит всех зрителей занять места в зале. Звонок звенит громко. Помогите мне, все вместе прозвеним.
(Дети хором: Тр-р-р-р.)
5 слайд. - Игра актёров на сцене вызывает у нас разные эмоции. Мы можем улыбаться или хохотать. Умеете? (Дети смеются.)
6 слайд. - Можем переживать, сердиться…Как? (Ответ: зарычать, нахмурить брови.)
7 слайд. - Удивиться. Как? (Ответ: О…У….)
8 слайд. Огорчиться, и даже заплакать. Как? (Дети плачут)
9 слайд. У каждого героя спектакля свой характер, голос, свои жесты. Например, кот. Он ласковый, осторожный, невозмутимый.
Вспомним пальчиковую игру «Кот Мурлыка»
Вот кот Мурлыка ходит. - легкими, свободными кистями рук выполняют движение «кошечка».
Он всё за мышкой бродит.
Мышка, мышка, берегись. - погрозить пальчиком левой руки, затем правой руки
Смотри, коту не попадись. - сделать резкое движение пальцами обеих рук (кошечка,
«А-а-а-ам!» - сжать пальцы в кулаки.
Педагог предлагает кому-нибудь из детей выразительно, голосом кота, рассказать стишок.
А затем, опять же выбрав исполнителя, показать пантомиму на этот стих. Похвалить.
Слушание. «Страшилище» Витлин.
Предложить детям прослушать произведение, не называя его. Спросить, какие чувства вызывает у них эта музыка? (Ответы: страшная, пугающая, грозная.)
- Композитор Виктор Витлин назвал своё произведение «Страшилище». Кого или что мы называем «страшилищем»? (Ответ: того, кто вызывает страх, чувство опасности. Монстров, ужастиков.)
Метод морфологического анализа.
- Давайте, пофантазируем и нарисуем это «страшилище» с помощью таблицы.
Педагог показывает детям таблицу, в ячейках которой предлагается несколько вариантов формы частей тела: форма головы, форма ушей, форма туловища, форма конечностей и т. д. По вертикальной оси выложены характеристики частей «страшилища», а по горизонтали - варианты выбора. (Дети сами выбирают элементы таблицы)
Опрашивая индивидуально детей, педагог метит маркером понравившийся элемент. Затем дети повторно слушают пьесу, а педагог рисует задуманный эскиз.
Повторное слушание.
(Слушают и рассматривают конечный результат.)
- Посмотрите, какое «старшилище» получилось…
- В театре есть профессии – художник, костюмер, гримёр, которые могут помочь актёру перевоплотиться. Домашнее задание: придумать и нарисовать своё «страшилище».
- Как вы думайте, в театре смотреть спектакль интересней одному или с другом? Почему? Что означает слово «друг»? (Ответы: с другом; друг – товарищ, с ним веселей, надёжней; «друг» - от слова «дружить».)
Пение. «Песенка друзей» Музыка В. Герчик. Знакомство с новой песней.
Обратить внимание на повторяющиеся слова. Проговорить их всем вместе. Начинать разучивание с припева. (Дети слушают живое исполнение. Разучивают по фразам. Исполняют 1 куплет).
- В компании всегда интересней делать общее дело. Особенно танцевать. Предлагаю вам танец, где каждый может стать актёром и сыграть роль.
Пляска. «Весёлый танец». Еврейская мелодия.
1-я часть. Дети бодро идут по кругу.
2-я часть. В центр выходят дети, которые могут показать движения названного педагогом персонажа. Например: педагог произносит: «Мишки!». Выходят дети, которые хотят показать танец медведей. Далее - по выбору педагога: «Бабочки», «Лягушки», «Роботы» и т. д. (Дети исполняют творческий танец. Похвалить всех. Выделить особенно выразительные движения.)
- Прекрасно. В театре принято благодарить за исполнение громкими овациями, аплодисментами (дети хлопают).
Рефлексия. Итог.
- В конце занятия мне хотелось бы знать, понравилось ли вам за кулисами театра? Какого персонажа вам хотелось бы сыграть в театре. Хочу вас попросить вас принести к следующей нашей встрече рисунки «страшилища». Какую новую песню мы начали учить? (Ответы детей).