Нина Алексеевна Кравцова
Конспект занятия «Этот с картинками вьюги старинный букварь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление о православных зимних праздниках,
- познакомить с празднованием на Руси Нового года, Рождества, Крещения, с традициями святочных гаданий;
- воспитание бережного отношения к русской культуре и культурным традициям русского народа;
- повышение культурного уровня учащихся.
Оформление: музыка, слайды на тему зима, святки.
Ход ЗАНЯТИЯ
Звучит песня "Диалог у Новогодней елки" автор Ю. Левитанский.
Ведущий:В традиционном народном календаре зима - не только самое длинное время года, но и самое "богатое" праздниками.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Когда урожай уже убран, а новая страда еще не началась, наступает период развлечений.
"Зима -за морозы, а мужик- за праздник. "говорят в народе.
Назовите зимние праздники, которые вы знаете.
Ведущий : Центральное событие зимнего периода - новогодние Святки. С Святками тесно связано празднование Нового года, а потому, не отделяя его скажем: Новый год- не церковный праздник, а гражданский. Начало года праздновалось еще в глубокой древности. Все языческие народы ознаменовали его разными богослужебными обрядами - торжественными приношениями и забавами. Пляска и пиршества следовали за таинственными обрядами. Не только народ, но и жрецы надевали на себя маски с изображением разных божеств, пели и танцевали под музыку; молили богов о ниспослании новых милостей и об отвращении от него всяких бедствий.
В дни солнца - так называлось перенесение этого праздника на 1 января - считалось бесстыдным вести между собой раздоры и распри.
Ведущий : У славян, до 1348 года, Новый год начинался 1 марта, а потом, до 1700 года - 1 сентября. В сентябре собирали хлеб с полей и плоды в садах, все веселились, после тягостных трудов, приносили благодарения Богу.
Один немецкий путешественник, бывавший в Москве в конце 17 века, в царствование двух государей Ивана и Петра, описывает встречу Нового года следующим образом:
"На Кремлевской площади сидели оба царя на своих престолах, в драгоценных одеждах; их окружали бояре и народ. Патриарх взошел на возвышенное место, окропил их и все собрание святой водой, дал государям целовать крест и пожелал им долголетия и счастливого царствования. Потом обратился к народу,поздравил его с Новым годом и просил Божьего благословления во всех добрых делах. Народ отвечал: "Аминь/аминь" (Воистину, воистину). Бояре, сановники и присутствующие иностранцы спешили поздравить царей с Новым годом. По принятии цари возвратились в Кремлевский дворец"
Ведущий :С уходом 17 столетия прекратилось празднование царями Нового года среди своего народа.
Обычай поздравлять друг друга с Новым годом появился у нас не ранее 17 века, до сего времени он представлял собой церковный и торжественный обряд для царей, которых наши святители поздравляли всенародно на Красной площади.
С 1700г. Указом Петра 1, Новый год отмечается у нас 1 января. Накануне Нового года, по указу царя, улицы посыпали ельником, а дома украшали зелеными ветвями. В полночь начинались всенощные во всех церквях, а поутру- обедни, после которых отправлялось молебное пение при колокольном дворе, с испрашиванием благословления на ново начинавшийся год. В то время, бывшие в Москве, войско выступало строем из разных частей города, и шло с распущенными знамёнами, барабанным боем и воинской музыкой в Кремль. Государь поздравлял всех с Новым годом и сам от народа принимал поздравления. Для народа перед дворцом и триумфальными арками выставлялись угощения и чаны с пивом и вином. Во дворце устраивался великолепный бал и ужин.
Вместе с началом Нового гражданского года(1 января) церковь празднует память святого Василия Великого, отчего и сам день в народе известен под именем Васильева дня. С наступления этого дня ходят по домам с поздравлением. В этот же день совершается особенный обряд, который известен под разными именами: авсеня, усения. Большей частью эти слова различаются из-за местного употребления, но нет сомнения, что все они происходят от слова "овес", который имеет главное значение при соблюдении этого древнего народного обряда.
Сущность его состоит в том, что обыкновенно дети поселян, собрались вместе,ходят по домам сеет зерна овса,гречихи, ржи и при этом распевают засевальную песню:
Ходит Илья на Василия,
Носит пугу житяную.
Где замахнет, жито растет
Жито, пшеница, всякая пашница.
В поле ядро, а в доме добро.
Другие при засевании зерен приговаривают: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди Боже, жито, пшеницу, всякую пашницу.» В этом обряде большинство наших археологов видят остаток какого-то забытого сельскохозяйственного праздника и этим объясняют, каким образом в засевальную песню на Новый год привнесено нашими предками имя Ильи – пророка – подателя земного плодородия.
Ведущий : Какой - же Новый год сегодня проходит без деда Мороза и Снегурочки? У каждого русского человека слова эти ассоциируются с добрыми воспоминаниями о детстве. История возникновения Деда Мороза сложна и интересна. С древних времен почитался образ повелителя холодов, буранов, метелей – Мороза.
Накапливались и приметы – поэтические по форме, стихийно приобретенные. В памятниках фольклора он упоминается и как Мороз, и как Морозко, и как Мороз Морозович. Этот образ, олицетворяющий силы зимы, представлялся людям в виде довольно – таки сурового старика с длинной бородой, с помощью которой он мог закрутить метели, бури, вьюгу и пургу. И подарков он тогда не дарил!
Когда же на Руси была принята новая дата празднования Нового года, в Россию стали проникать европейские обычаи. И образ Мороза изменился. Стал он добрым Дедушкой Морозом, который приносил подарки послушным детям. Основой ему послужил – святой Николай, который в день своего праздника одаривал взрослых и детей. Во многих странах он известен как Санта Клаус. Клаус – искаженная форма имени Николай.
Неотъемлемой принадлежностью Нового года считается и ель, но это не совсем так. Ставить елку – это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символом рая – вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь под Рождество и оставлять в течение всех святок.
Ведущий : Новый год приходил в обрамлении двух других веселых праздников: Рождества Христова (7 января) и Крещения(19 января)
Две недели от Рождества Христова до Крещения назывались Святками.
Согласно тексту Евангелия от Матфея, в ночь на 7 января в городе Вифлееме на небе зажглась яркая звезда. Волхвы, увидев ее, поняли, что родился Спаситель человечества.
Чтец:
В ту ночь, когда в степи безбрежной,
В душистой юной мгле, в тиши паслись стада,-
Раздался в небесах звук гимна, тихий, нежный,
И в облаках зажглась лучистая звезда.
Хор светлых ангелов, спускаясь по эфиру,
Тем гимном возвестил, что родился Христос.
Что он всему, всему страдающему миру
С собой великое прощение принес…
Звезда плыла в ту полночь роковую,
И пастухи за ней в смятенье духа шли,
Их привела она к пещере, в глушь немую,
Где люди Господа рожденного нашли.
С той ночи в небесах, горючая, златая,
Звезда является на небе каждый год
И, сердце трепетом священным зажигая,
К Христу – Спасителю рожденному зовет.
(Л. Чарская «За лучистой звездой»)
Ведущий : Благочистивые и верующие люди готовятся к встрече Рождества Христова строгим и долгим постом, а в канун праздника, называемого Рождественским Сочельником, воздерживаются от пищи до появления на небе первой звезды в память о той, которая указала путь волхвам к новорожденному Спасителю.
Чтец:
И было чудо на земле,
И чудо в небесах:
Как солнце вспыхнуло в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром
И свет ее сиял,
И бедным пастырям вещал.
Что родился Христос.
Ведущий : Когда на небе всходила Рождественская звезда, то все спешили за праздничный стол. Давайте заглянем в горницу и посмотрим как его готовили.
На рождественский сочельник нельзя опаздывать, это последний день поста. Все члены семьи приходят в гости заблаговременно и сообща накрывают на стол. По рождественской традиции в этот день едят сочиво (отсюда и название Сочевник, которое позже трансформировалось в Сочельник). Сочиво – это размоченные зерна ржи, пшеницы или риса с добавлением фруктов и меда, в настоящее время именуемое кутьей.
Садиться за стол можно только после вечернего богослужения в храмах и появления на небе первой звезды, которая оповестила когда-то волхвов о рождении Христа-Спасителя.
Обязательным украшением стола считается пучок свежего сена, как память про ясли, в которых произошло рождение младенца. Праздничный стол накрывают белой скатертью и расставляют на нем дюжину блюд (в соответствии с количеством апостолов). На праздничном столе должны быть только постные блюда. К обязательным блюдам в этот день относится печеная или отварная рыба, компот- узвар (состоящий из спелых и сушеных фруктов) и варенье (клубничное, малиновое, земляничное, морошковое).
Размоченные зерна пшеницы несут в себе символ начала новой жизни, созревшие плоды и фрукты – знак окончания жизненного пути. Что касается рыбы, то в ее греческом названии «ихтиос» закодировано имя Иисуса Христа. Таким образом, Сочельник – это своеобразный ритуал рождения Сына Божьего.
Одной из забавных традиций на Рождество в России считается рождественский пирог, в который подкладывали монетку. Кому она попадется, тому и прибудет счастье.
Ведущий :Праздники продолжались 12 дней. 12-священное число. Еще древние египетские звездочеты заметили, что солнце передвигаясь по кругу небесной сферы поочередно находится в одном из 12 созвездий, которые получили название «пояса зодиака».7 января было не случайно выбрано днем начала рождественских праздников- на него приходится конец зимнего солнцестояния. Именно с этого времени солнце начинает все выше и выше подниматься над горизонтом и сильнее разогревать землю. Происходит как бы рождение нового светила. И в этот момент люди старались помочь солнцу. Это желание заключено в многочисленных обрядах Святок.
Обрядность Святок- игровая, соединившая в себе и христианские и языческие черты. Например в древней языческой Руси именно в это время люди выполняли большое количество магических обрядов, направленных на то,чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток. С Рождественского Сочельника наступало время колядок.
Скоморох: Красны девицы да добры молодцы!
Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Будем кругом ходить, коляду заводить.
Коляда, коляда
Всех завет за ворота.
(Звонит в колокольчик)
Сценка. В горнице хозяйка – мать, дочь.
Дочь: а хорошо бы сегодня нарядиться, набелиться.
Мать: Куда тебе наряжаться, ты и так 2 часа от зеркала не отходишь.
Дочь: Так сегодня вечер не простой, а рождественский.
Ряженые придут, весело-то как будет!
Будут пляски плясать, Христа прославлять.
Ряженые (поют хором)
Пришла Коляда накануне Рождества.
Хозяюшка, родна матушка,
Не ленись, подымись. Ты подай пирога.
Как подашь пирога – целый двор живота.
Не подашь пирога – одна куричья нога.
Ряженые (говорят по очереди) :
- Что вы нам, хозяюшка, подарите?
- денег мешок или каши горшок?
- кувшин молока или кусок пирога?
- копеечки или конфеточки, три гривеннички на прянички?
Ряженые (хором) :
Открывайте сундучок. Подавайте пятачек!
Хоть печенья, хоть варенья, нам на угощение!
Хозяйка:
Да, попели вы на славу, на потеху, на забаву.
Получай-ка пирожок и бараночки, и конфеточки.
И гривеннички на прянички. (Хозяйка одаривает ряженых)
Ряженые:
Коляда, коляда! Весела да богата!
Сейся, родись жито и пшеница, ячмень, овес, гречиха, горох, чечевица.
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много- много лет!
Хором:
С Рождеством Христовым Вас!
(Гости, уходя, продолжают петь колядки)
Коляда, коляда. Весела да богата.
Ведущая : Праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
После шумного, веселого обхода домов, молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общий пир – съедали все, чем их одарили односельчане.
Главным святочным обрядом по праву считается гадание, которое до крещения Руси являлось частью языческого богослужения.
Предполагают, что слово гадание, происходит от имени древней богини Счастья – GAD.
Вот как обряды гадания, описаны в произведениях русских писателей.
Чтец:
Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль,
Лежит светла, необозрима,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо,
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Ведущий : Большинство гаданий совершалось на второй недели Святок – с 13 по 19 января. Гадали каким будет новый год. Для этого в неглубокую миску наливали воду и говорили:
Ты, вода, не мули, не блажи, не греми.
Через край не лейся.
А как есть – новолетье держи, о грядущем скажи.
Миску выносили в холодные сени или на улицу, а утром смотрели, как замерзла вода:
Лед в гору пойдет – будет добрым год
Лед застынет ровненько – быть жизни прямешенькой,
Лед вымерзнет лункой – год будет ущербный.
Ведущий : Обычно для гаданий собирались девушки, но на общих посиделках проводились игры – гадания, в которых принимали участие и парни.
Гадание:
На столе лежат предметы: хлеб, зеркало, соль, сахар, нитки с иголкой, нож. Гадающему завязывают глаза и подводят его к столу. Правой рукой он должен взять первый попавшийся предмет.
Если это будет нож – невеста окажется скандальной особой. Если возьмет в руки хлеб, невеста будет богатой, нитки – рукодельницей, соль– вредной, сахар – доброй, зеркало – модницей.
Ведущий : Вечер накануне Крещения( 19 января) был последним и наиболее эффективным временем для святочных гаданий. Одновременно начинались приготовления к большому христианскому празднику.
Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях, мелом ставили кресты.
В Евангелиях от Матфея и Марка рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещен реке Иордан. Уважительное отношение к воде, вера в ее силу имеют давнюю историю. Люди с древности понимали, что жизнь без воды невозможна, и поэтому приписывали ей магические свойства.
Ведущий : 19 января обычно проходил крестный ход к «Иордану»- проруби в виде креста, вырубленной накануне Крещения так, чтобы в ней было дно. Во время молебна дно «Иордана» ломали, воду набирали в сосуды, светили ее и несли в дом. Прямо на реке умывались этой водой. Те, кто в Святки ходили ряжеными раздевались и купались, чтобы смыть с себя личину беса. Крещением заканчивались Святки и святочное веселье.
Ведущий : В народе сказывают, что в крещенскую ночь, перед утренней службой в церкви, небо открывается, о чем открытому небу помолишься, то сбудется.
Я желаю Вам, чтобы все ваши желания исполнились.