Ольга Яндаева
Эмоционально-социальное развитие дошкольников
«Эмоционально – социальное развитие дошкольников»
Наше дошкольное учреждение в течение последних лет работает по направлению «Эмоционально – социальное развитие дошкольников» с детьми старшего возраста, и это не случайный выбор, наверное, сегодня вряд ли кого – то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы агрессивности разрушают общество. Именно в 5 – летнем возрасте дети могут интенсивно и демонстративно завидовать ровесникам. Задирать их, соперничать с ними и так же демонстративно подчеркивать собственные преимущества. Острота эмоциональных реакций может принимать форму плача, ярко выраженной спонтанной агрессивности, обидчивости, застенчивости. И в качестве основных причин агрессивности, негативных эмоций у детей можно выделить следующее:
Публикация «Эмоционально-социальное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- демонстрация насилия по телевидению;
-экономическое неблагополучие семьи;
- социальная нестабильность в обществе;
- неблагополучная семейная обстановка (неполные семьи, возрастающее количество разводов и т. п.);
- недостатки воспитания;
- низкий уровень эмоционально – волевой сферы и др.
Кто сегодня современные родители? Современные родители, это родители воспитанные новым поколением. Необходимость поиска заработка, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению физического и психического их состояния, появляется раздражительность, которая приводит к стрессам. Свои эмоции родители выплескивают на детей. Ребенок попадает в полную зависимость от настроения, поведения родителей, что сказывается на психическом здоровье ребенка.
Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.
К сожалению, нередко бывает, когда родителям указывают, что в эмоциональной сфере ребенка не все благополучно, они в ответ проявляют непонимание, растерянность или полную беспомощность. Наверняка, вам знакома такая картина. Почти каждая мама переживает, что ее ребенок, в отличие от сверстников, не так много и внятно говорит, не читает, не считает и т. д. Но не всякую мать настораживает, что ребенок не смеется со всеми, не переживает если заболела любимая кошка. Как часто, радуясь первому сказанному слову, родители не замечают первой улыбки ребенка, игнорируют его слезы (т. е. не выясняют причин, считая капризом, не спешат разделить его радость (когда ребенок с восторгом о чем – то пытается рассказать, мама спокойно может оборвать речь ребенка).
Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни ребенка приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят ребенку эмоциональную травму, сами того не желая.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения, поэтому мы, взрослые, воспитатели и родители должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как, взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника : радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника.
Развитие же эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. А для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.
В связи с этим перед педагогами поставлены задачи:
- найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения;
- научить детей понимать эмоциональное состояние своих и окружающих их людей;
- дать детям представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);
- научить детей управлять своими чувствами и эмоциями.
Руководствуясь задачей: «Научить ребенка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье» в своей работе мы делаем акцент на психическом здоровье дошкольника. В качестве основных методов и приемов в соответствии с возрастом детей наши педагоги используют:
- имитационные игры;
- социально – поведенческий тренинг;
- психогимнастику;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке, рисунке.
Занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников должны быть построены в интересной, занимательной форме. На занятиях детей упражняют выразить свое эмоциональное состояние через зрительные ощущения, звук, запах, осязание, обоняние, вкус, цвет, через восприятие погоды и отношение к какому - либо объекту, например, сегодня на занятии, детям был задан вопрос «Что такое радость?», или с каким запахом, цветом можно было сравнить твое настроение и все ответы были правильны: ведь никто не придумал еще как «измерить» радость, обиду, страх. Эмоции можно обсуждать, используя лишь один вид ощущений, например зрительные образы, или несколько ощущений сразу. Такая работа помогает лучше узнать каждого ребенка, понять, какие ощущения у него преобладают при восприятии окружающего, и помочь в случае необходимости.
И еще один положительный момент в данной работе. Создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля за своим поведением. Зная, как «выглядит», например обида, или какой у обиды «вкус», «запах», ребенку легче и проще с ним справляться.
На занятиях по развитию эмоциональной сферы дошкольников для поддержания интереса широко использую сказочные сюжеты: к детям приходят например волшебники, один – добрый, другой злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида, страх и т. д.). Они дарят детям «волшебные предметы» (тарелочка и яблоко) с помощью которых неожиданно появляются разнообразные объекты, или детям предлагается помочь кому – то, например, дети помогли Бабушке – Яге не только расколдовать птиц и зверей, но и самой стать доброй.
Для самовыражения ребенка используются рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущение удовольствия. Например, детям дается задание дорисовать пиктограмму настроения либо свое, какое оно было утром, и какое оно стало после общения с детьми (даются силуэты лица, а дети дорисовывают). На каждом занятии дети слушают приятную музыку и поют веселые детские песни, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятию.
С учетом того, что в детском саду внедряется интегрированный метод обучения, на занятии можно попытаться представить интеграцию оздоровительного образования ( физическое и психическое здоровье: эмоциональное развитие, психогимнастика, двигательная активность); развития речи (дети описывают свое настроение, читают «волшебные слова»; музыкальное воспитание (дети слушают музыку, поют детскую песенку, ознакомление с окружающим (закрепляют знания о континентах, о природе этих континентов). Основными задачами являются:
- формирование у детей уверенности в своих силах, умение не бояться перемен в погоде;
- правильно вести себя при изменении в состоянии погоды;
- продолжать учить детей понимать настроение другого человека, управлять своими эмоциями;
- упражнять в выражении эмоциональных состояний.