Наталья Зобнина
Консультация «Речь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Речь ребенка»
Расскажи
Развивая мононологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы, доступные для его возраста. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»,.При этом вырабатывается умение слушать литературное,отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослых отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Публикация «Консультация „Речь ребенка“» размещена в разделах
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок,усваивает последовательность действий
Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный перессказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. «Жили- - «Была у них.» — «Курочка …». Затем следует переходить к пересказу по вопросам: Кого встретил Колобок?> — «Зайчика». — «Какую песенку он ему спел?.»
После того как малыш овладел пересказом сказки, ему можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложным содержанием. Хороший образец — лаконичные, рассказы Л. Н. Толстого для детей
Очень хорошо помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища театр, современные мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Подводятся дети к расказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем высказываться по содержанию картины.
Все дети очень любят рассматривать игрушки. Именно это, скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы должны быть направлены на характерные признаки предмета, его внешнего вида (форма, цвет, величина).Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол-, называя наиболее характерные их признаки,и следит за тем,чтобы дети высказывались законченными предложениями.
Прежде чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у п глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить несложную сюжетную линию; девочка, корзинка, грибок; дев ка, ежик и т. п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать сказку,а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за взрослым. Рассказывая — он упражняется в рассказывании. Но постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи что ты видел на празднике». «Что ты видел на прогулке в лесу?»
Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь яс язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается после 5 лет.