Егорова Светлана
Консультация для педагогов «Эмоции и их влияние на образовательный процесс»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель:
Егорова Светлана Павловна
«Эмоции и их влияние на образовательный процесс».
Публикация «Консультация для педагогов „Эмоции и их влияние на образовательный процесс“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2021
Дошкольное детство – короткий период в жизни человека, но оно имеет очень большое значение. В этот период развитие ребенка идет как никогда бурно и стремительно. Все стороны психики получают определенное развитие, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего развития ребенка.
В настоящее время в системе дошкольного образования важным направлением является социально – коммуникативное развитие детей, их социализация, то есть нормальное, безболезненное вхождение в жизнь общества, где одной из составляющих выступает эмоциональное развитие ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит становление личности. Эмоциональное развитие является одним из приобретенных направлений развития личности дошкольника.
Что же такое эмоции?
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Эмоции (франц. Emotion – волнение, латинский: emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворение (отрицательные эмоции) различных потребностей организма.»
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции – это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения и развития.
В последние годы, дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не могут выразить своих чувств, а если выражают, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникает проблема в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития интеллектуальной сферы. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши и вовсе не умеют играть.
У детей с неразвитой эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе и это приводит к негативным последствиям.
Проявляясь в поведении, эмоции информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что его радует, а что сердит и огорчает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.
В 1,5-2 года у ребенка начинают закладываться простейшие нравственные эмоции.
Фактором развития которых является похвала или отрицательная оценка взрослого.
Для младшего дошкольного возраста (3-4 года) характерно понимание четырех эмоций : радости, грусти, страха и злости.
Для ребенка 3-4 лет характерны резкие перепады настроения, его эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение малыша начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает оценивать поведение окружающих людей, однако эти оценки очень категоричны и ситуативны.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) к эмоциям радости, грусти, страха и злости еще добавляется эмоция удивления. К 4-5 годам, ребенок становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие и психологической выносливости. Снижается утомляемость, настроение становиться более стабильным, менее подверженным перепадам.
В старшем дошкольном возрасте к эмоциям радости, грусти, страха, злости и удивления еще присоединяются эмоции обиды, вины и стыда.
У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни. Ребенок 6-7 лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть свой страх, агрессию, слезы.
Таким образом, в дошкольном возрасте детям доступно восприятие и понимание восьми основных эмоций :
радости, грусти, страха, злости, удивления, обиды, вины и стыда, которые с учетом возрастных особенностей детей вводятся в определенной последовательности.
Взаимоотношение ребенка с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувства радости, нежности, гнева и других переживаний дошкольника. Потребность быть «хорошим» для окружающих определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает чувства ревности, зависти, сочувствия.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольника, в становлении личности растущего человека.
Эмоции выступают «индикатором» состояния ребенка и сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенность восприятия окружающего мира, логику суждений.
Развитие эмоций и чувств неотъемлемо связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. В следствие речевого развития, эмоции становятся осмысленными. Часто у дошкольников стали наблюдаться отклонения в речевом развитии. Речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка.
Дети с нарушением речи не редко бывают эмоционально неустойчивы, настроение у таких детей быстро меняется. Часто перепады настроения сопровождаются агрессией, беспокойством. Значительно реже у таких детей наблюдается заторможенность и вялость.
Так же эмоциональное состояние ребенка оказывает влияние на познавательные процессы личности – такие как восприятие, мышление, память, внимание, наблюдательность и т. д.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий, где в процессе общения, игры и выполнения совместных трудовых дел, дети учатся испытывать определенные чувства.
Эмоции имеют психофизиологическую основу, то есть эмоциональные состояния сопровождаются физиологическими изменениями в организме. Эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности.
Своевременная оказанная психолого-педагогическая помощь и поддержка эмоционального развития ребенка способствует формированию эмоциональной регуляции и укреплению психофизического здоровья.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен оставаться безразличным в отношении чувств, развивающихся в душе дитяти».
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств, при помощи интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в игре, насыщенной различными переживаниями. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого ребенка, учесть его настроение и желания.
В процессе образовательной и трудовой деятельности, направленной на достижение результата, возникают новые эмоциональные переживания : радость от успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от плохо выполненной работы и т. п.
Положительная оценка педагога повышает активность нервной системы ребенка, поднимает продуктивность выполненной деятельности. Тогда, как отрицательная оценка, которая часто повторяется, влечет за собой негатив, подавленное настроение, тяготит и угнетает физическую и умственную активность дошкольника. Отрицательный психологический климат в группе (в детском коллективе) приводит к появлению у детей невротических реакций, снижению самооценки, развитию детских неврозов, формированию отрицательных черт личности и характера.
В настоящее время, для дошкольного образовательного учреждения, становится главным развитие личности ребенка, предупреждение и преодоление возможных личностных и интеллектуальных отклонений, бережное отношение к его психике. Все это требует от педагога высокого уровня психолого-педагогической компетентности : умения понимать ребенка, учитывать его особенности, своевременно и грамотно оказывать ребенку необходимую помощь и поддержку.