Раиса Викторовна Нарваткина
Электронный микроскоп как средство развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Электронный микроскоп, как средство развития
познавательно - исследовательской деятельности
старших дошкольников»
Введение.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах метода экспериментирования, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Публикация «Электронный микроскоп как средство развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Микроскоп, лупа. Занятия с микроскопом и лупой для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства:
Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Как указывал в своих работах А. И. Иванов, что нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Это хорошо понимали, и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверждается их высказываниями, приведенными ниже:
Я. А. Коменский, писал: «Основной предпосылкой для успешного обучения является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю, и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального».
М. М. Манасеина: «. при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».
Таким образом, по словам руководителя проектов в образовании и науке
Юрия Михайловича Горвица, «. обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет».
В нашей образовательной организации был закуплен цифровой микроскоп «Маша и медведь» (производство Китай, позволяющие проводить биологические наблюдения. Для организации образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста был разработан проект «Школа открытий: «Волшебное окно в микромир».
Цель проекта: внедрение информационно - коммуникационных технологий, в частности цифрового микроскопа, в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта:
Для педагогов:
- научиться пользоваться цифровым микроскопом : изучить функциональные возможности цифрового микроскопа, программное обеспечение данного микроскопа
- исследовать возможности использования цифрового микроскопа в освоении дошкольниками различных лексических тем.
Для детей:
- развивать интерес к практической познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для формирования научного мировоззрения;
- удивить дошкольников микромиром, окружающим нас
- обогащать словарный запас, развивать речь детей
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Актуальность проекта:
Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделать.
Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.
Электронный микроскоп позволяет :
• сохранять получаемые изображения на компьютер,
• просматривать изображения на экране монитора, интерактивной доске;
• сохранять промежуточные и конечные результаты исследований;
• использовать компьютерные методы анализа и редактирования, делать монтаж слайдов, видеоклипов;
• даёт возможность передавать результаты исследований на расстояние.
Таблица: Распределение работы по этапам проекта (2 учебных года) :
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1этап
Подготовительный
Определяет цель, задачи.
Сбор информации, материалов. Принимают цель и задачи, предложенные воспитателем, дополняют поставленные задачи.
2 этап
Практическая деятельность по решению проблемы
Организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки.
• Беседы
• Опыты
• Просмотр презентаций, клипов, мультфильмов;
• Рассматривание книг, иллюстраций
• Дидактические игры
• Чтение художественной литературы
3 этап Анализ проектной деятельности и оценка Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами Оформление творческих работ
4 этап Презентация проекта «Волшебное окно в микромир»
Организует презентацию проекта через:
• оформление альбома наблюдений;
• оформление мультимедийной презентации;
• оформление картотеки материалов для исследований (насекомые, ткани)
• обобщение опыта между ОУ на муниципальном уровне Участвуют в оформлении альбома и картотек;
Просмотр презентации «Волшебное окно в микромир».
Таблица: Лексические темы, в рамках которых возможно применение микроскопа :
№ Тема Предмет рассматривания
1 Растения:
• луговые
• комнатные Листья, цветы, плоды и т. д.
2 Фрукты - овощи Кожура, семена, листья и т. д.
3 Деревья Листья, плоды, кора и т. д.
4 Продукты питания Продукты
5 Моё тело Кожа, волосы, ногти и т. д.
6 Одежда, обувь Различные виды тканей
7 Животные:
- дикие
- домашние Шерсть
8 Насекомые Различные виды насекомых, части тела насекомого
9 Рыбы Части тела рыбы, чешуя
10 Птицы Перья
11 Материалы Различные виды материалов: дерево, железо и т. д.
Предполагаемый результат проекта:
• педагоги освоят работу с цифровым микроскопом;
• дети и их родители заинтересуются исследовательской деятельностью;
• создание коллекций образцов для исследований;
• дополнен список лексических тем, в рамках которых можно использовать цифровой микроскоп;
• создание собственной картотеки из фото и видео материалов.
Электронный микроскоп позволит изменить характер познавательной образовательной деятельности, сделает её более интересной и эффективной, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исходными моментами здесь являются естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства.
Таким образом, если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться, и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!
Учебно-методическое обеспечение.
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников», «Мозаика – Синтез», Москва, 2014 г.
2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», творческий центр «Сфера», Москва, 2002 г.
3. Савенков А. И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», «Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2007 г.
4. Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности», журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2007г