Наталья Григорович
Экспериментирование с нетрадиционными изобразительными материалами в развитии детского творчества
«Экспериментирование с нетрадиционными изобразительными материалами в развитии детского творчества»
Мы живем в современном обществе, для которого характерны стремительность и большой объем информации. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Поэтому проблема развития детского творчества и воспитание активной личности является актуальной и важной задачей в системе дошкольного образования.
Публикация «Экспериментирование с нетрадиционными изобразительными материалами в развитии детского творчества» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многие ученые и педагоги занимались проблемой исследования творческих способностей. И вопрос о компонентах творческих способностей человека остается до сих пор открытым, несмотря на то, что на данный момент существует несколько гипотез разных авторов. Анализируя характеристики творческих способностей, представленные В. И. Ефремовым, В. Кудрявцевым и В. Синельниковым, А. Н. Луком, можно сделать вывод, что это индивидуальные качества человека, выражающиеся в гибкости мышления, умения принимать творческие решения, видеть целое, а не только части, способность к смелым, нестандартным решениям проблемы, изобретать что-то новое.
Что же такое детское творчество? Это создание ребенком значимого для него субъективно нового продукта, образа, применение усвоенных способов и средств изображения в новой ситуации, использование и создание вариантов изображения, проявление инициативы.
Формирование и развитие детского творчества необходимо начинать с раннего возраста. Развитие детского творчества в дошкольном возрасте – залог будущего успеха. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование развивает интерес к исследовательской деятельности, самостоятельности нахождения решения. Но качественная сторона развивается по мере приобретения различного опыта, взаимодействия с предметами. Именно творческое экспериментирование делает мышление ребенка гибким к решению проблем. Поэтому экспериментирование с изобразительными материалами, как показывает практика, эффективно способствует развитию таких качеств ребенка как индивидуальность, самостоятельность и инициативность.
Использование нетрадиционных техник и разнообразного материала описано многими авторами: Т. С. Акуненок, Г. Н. Давыдовой, Р. Г. Казаковой, Е. Н. Лебедевой, О. А. Петуховой, О. В. Шкляровой.
Нами были подобраны и апробированы занятия по экспериментированию в изодеятельности для развития детского творчества старших дошкольников. Занятия велись в групповой форме 1 раз в неделю в течении 3-х месяцев.
На занятиях были применены такие техники как: монотипия пейзажная, обычная кляксография, рисование штампом ластика, рисование мыльными пузырями, пластилинография, эбру, пластилинография с природным материалом и набрызг, ниткография и декупаж, рисование солью и свечка+акварель, рисование ластиком, обратная пластилинография с природным материалом, вариативное использование по желанию ребенка - отпечаток мятой бумагой, восковые мелки, свеча+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью.
Рассмотрим на примере занятия в группе старшего дошкольного возраста. Тема: «Ёж и лиса».
Цель: развитие творческих способностей детей путем экспериментирования в изодеятельности.
Вначале занятия в группу пришли игрушки Еж и Лиса. Детям было предложено составить сказку об этих животных (речевое экспериментирование). Сказка получилась о том, как Еж и Лиса жили в одном доме, потом позавидовав друг другу поссорились. Но поняв, что по одному жить грустно, помирились.
Мы познакомили детей с понятием «художник-иллюстратор» и предложили им стать художниками и нарисовать сюжет по придуманной сказке. Мы вместе рассмотрели фотографии лисы и ежа в природе, назвали из каких частей состоят животные и какой формы. Ребята описали качественные признаки «шубок» у зверят. В соответствии с этими качествами стали подбирать изобразительный материал для создания выразительного образа. Ведь не каждая техника подходит к разным темам.
Наряду с традиционным изобразительным материалом – гуашь, акварель, восковые мелки, уголь, сангина, мы предложили детям кисть с жестким ворсом, свечу и бумагу для сминания.
С нетрадиционными техниками дети были знакомы ранее. Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант для изображения «шубки» лисы и ежа, детям было предложено рассмотреть и сравнить варианты выполнения техник на других рисунках. Мы напомнили какие техники изображения дети могут использовать с изобразительным материалом, имеющимся на столах. После этого детям было предложено попробовать на небольших отдельных листах бумаги. Большая часть детей для рисования «колючек» ежа выбрали технику отпечаток смятой бумаги, так как, по их мнению, смятая бумага получается колючая и не полностью прокрашивает лист. Двое детей выбрали уголь и рисовали штрихами. Для рисования «шубки» лисы почти все дети выбрали технику тычок жесткой полусухой кистью, так как, по их мнению, получается пушистая шубка. Один ребенок нарисовал шубку лисы короткими штрихами краски, объяснив, что таким образом шерстка у лисы получится аккуратная. Далее большинство детей нарисовали вокруг зверей полянку восковыми мелками и акварельными красками. Двое детей при рисовании листвы деревьев и один ребенок при рисовании травы использовали смятый лист бумаги.
Выполнению поставленных нами задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали воспитанников на размышление, творческое решение проблемы. С помощью разнообразного материала и задания была создана творческая, доброжелательная атмосфера в процессе занятия. В ходе занятий сочетались различные формы работы: групповая и индивидуальная.
Для развития детского творчества также использовали различные игры (дидактические, настольно-печатные, игры-экспериментирование, подвижные) и альбомы для обогащения опыта детей.
По результатам диагностики уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста высокий уровень поднялся с 7% до 28%, средний уровень - с 22% до 50 %, а низкий уровень уменьшился с 71% до 22%.
Постепенно мы стали замечать, что дети не боятся пробовать рисовать различными, неизвестными материалами. В работах у некоторых стали появляться свои творческие идеи, интересное композиционное решение. Хотелось бы отметить, что во время занятий дети пробовали предполагать результат работы не только практически, но и мысленно, представляя себе разные варианты использования материалов для выполнения рисунка.
Таким образом, можно сказать, что экспериментирование с нетрадиционными материалами оказывает положительное влияние на развитие детского творчества.