Эльвира Ишалина
Экспериментирование как основа для формирования у детей знаний при дальнейшем обучении в школе
Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно исследовательская деятельность дошкольников, проходящая в форме экспериментов : дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы.
Главное достоинство применения исследовательской деятельности заключается в том, что в процессе исследования:
Публикация «Экспериментирование как основа для формирования у детей знаний при дальнейшем обучении в школе» размещена в разделах
-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- У ребенка развивается речь;
- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций; - Формируется самостоятельность;
- Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отклонения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причин станет основой для формирования у детей полноценных знаний при дальнейшем обучении в школе.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В процессе детского экспериментирования дети учатся :
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
• фиксировать этапы действий и результаты графически.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Правильно организованная педагогами творческая экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатления, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка.
Перед проведением эксперимента мы читаем с детьми познавательную литературу, просматриваем видеофильмы; беседуем; наблюдаем за природными изменениями и явлениями; объектами неживой природы.
В уголке природы должна быть оборудована «мини-лаборатория» :
-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);
-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности. Дети сами проводят эксперименты, например, с водой по готовым моделям.
Одна из главных задач эксперимента-научить детей задавать вопросы. Вопросы могут возникать у детей в процессе наблюдения, чтения познавательной литературы и т. п. ,
Например, в серии «Опыты с водой».
-Вы как думаете какие могут возникнуть вопрсы у детей? Проблема может звучать с вопроса: почему вода замерзает? Или почему вода превращается в пар?
В ходе эксперимента дети совместно с воспитателем ставят цель: например выявить свойства воды в разных состояниях.
Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду.
Дальше дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже те, которые не верны.
(Например, вода замерзает так как происходит кристаллизация мельчайших капелек воды, что превращает воду в твердое состояние).
Дальше мы проверяем нашу гипотезу. Чем вода и лед отличаются. Почему вода замерзает.
И фиксируем результат. В нашем случае используется фотоотчет или зарисовка состояния воды в разных условиях
Формулирование вывода. Дети самостоятельно делают выводы. У ребенка возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в собственных силах. Например, дети сделали вывод о том, что воздействие погодных условий приводит к тому, что вода может быть в трех состояниях (жидком, твердом)
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Для этого мы проводим беседу с родителями, разрабатываем консультации для родителей.
Экспериментальная деятельность способствует усвоению детьми новых знаний и умений.