МААМ-картинки

Экспериментирование как основа для формирования у детей знаний при дальнейшем обучении в школе

Эльвира Ишалина
Экспериментирование как основа для формирования у детей знаний при дальнейшем обучении в школе

Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно исследовательская деятельность дошкольников, проходящая в форме экспериментов : дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы.

Главное достоинство применения исследовательской деятельности заключается в том, что в процессе исследования:

Публикация «Экспериментирование как основа для формирования у детей знаний при дальнейшем обучении в школе» размещена в разделах

-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

-Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

- У ребенка развивается речь;

- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций; - Формируется самостоятельность;

- Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отклонения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причин станет основой для формирования у детей полноценных знаний при дальнейшем обучении в школе.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В процессе детского экспериментирования дети учатся :

• видеть и выделять проблему;

• принимать и ставить цель;

решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

• фиксировать этапы действий и результаты графически.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Правильно организованная педагогами творческая экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатления, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка.

Перед проведением эксперимента мы читаем с детьми познавательную литературу, просматриваем видеофильмы; беседуем; наблюдаем за природными изменениями и явлениями; объектами неживой природы.

В уголке природы должна быть оборудована «мини-лаборатория» :

-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);

-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности. Дети сами проводят эксперименты, например, с водой по готовым моделям.

Одна из главных задач эксперимента-научить детей задавать вопросы. Вопросы могут возникать у детей в процессе наблюдения, чтения познавательной литературы и т. п. ,

Например, в серии «Опыты с водой».

-Вы как думаете какие могут возникнуть вопрсы у детей? Проблема может звучать с вопроса: почему вода замерзает? Или почему вода превращается в пар?

В ходе эксперимента дети совместно с воспитателем ставят цель: например выявить свойства воды в разных состояниях.

Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду.

Дальше дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже те, которые не верны.

(Например, вода замерзает так как происходит кристаллизация мельчайших капелек воды, что превращает воду в твердое состояние).

Дальше мы проверяем нашу гипотезу. Чем вода и лед отличаются. Почему вода замерзает.

И фиксируем результат. В нашем случае используется фотоотчет или зарисовка состояния воды в разных условиях

Формулирование вывода. Дети самостоятельно делают выводы. У ребенка возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в собственных силах. Например, дети сделали вывод о том, что воздействие погодных условий приводит к тому, что вода может быть в трех состояниях (жидком, твердом)

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Для этого мы проводим беседу с родителями, разрабатываем консультации для родителей.

Экспериментальная деятельность способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за гортензией" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за хризантемой" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдения за березой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдения за березой» Цель: продолжать знакомить детей с деревом - береза, выделяя характерные признаки. Задачи: - воспитывать бережное отношение к дереву.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Занятие по формированию экологических знаний о воде «Вода — основа жизни на земле»Занятие по формированию экологических знаний о воде «Вода — основа жизни на земле» Задачи: - формировать у детей познавательный интерес к природе, к ее главным богатствам, на примерах показать необходимость защиты и охраны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как основа для формирования у детей знаний при дальнейшем обучении в школе
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 17:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как основа для формирования у детей знаний при дальнейшем обучении в школе» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Ишалина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД