Оксана Мазунина
Конспект занятия «Экопатруль спешит на помощь морским обитателям»
▼ Скачать + Заказать документы
"Экопатруль спешит на помощь морским обитателям" в подготовительной группе.
Цель: способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка, расширять и углублять его знания об окружающем мире и бережном отношении к природе. Углублять и расширять натуралистические знания и умения, углублять любовь и чувство ответственности за живую природу, бережное к ней отношение.
Формировать у детей активную жизненную позицию в деле охраны, изучения окружающей природы.
Приветствие.
Цель: создать положительный настрой у детей.
Публикация «Конспект занятия „Экопатруль спешит на помощь морским обитателям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть нашу дружную команду - экопатруль «Солнышко». Начался новый день, давайте улыбнемся друг другу. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
А сейчас, давайте потрем свои ладошки и сложим их все вместе, и почувствуем, сколько у каждого из нас тепла и дружно произнесем девиз нашего экопатруля : «Сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас забот и затей!»
Мотивация.
Цель: создание игровой мотивации.
- Ребята, на наш пульт поступило важное сообщение. Пишет нам маленькая черепашка:
SOS!SOS!SOS!
Теплоход по морю плыл,
Вдаль туристов увозил.
На борту они гуляли
И отходы вниз кидали.
Баржа мимо проплывала,
Нефть по корпусу стекала.
Но люди там не понимали,
Что природу засоряли.
Много жителей морских
Так погибло из-за них.
Ой беда, беда, беда!
Спешите на помощь сюда!
Помогите же скорей. –
Плачет горько царь морей. –
Наше море заболело,
И вода в нем почернела.
Кто спасет морское дно,
Того чудо ждет одно.
Ребята, а что случилось? Как нам поступить, что делать?
Воспитатель показывает глобус.
Ребята, а что это?
Скажите какой он?
А если глобус сильно раскрутить, то каким цветом он станет?
Скажите пожалуйста, а везде ли одинаково окрашены моря и океаны?
Да, все правильно, но все-таки моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора скрылась бы в их пучине. А как же образовались моря и океаны? Ученые предполагают, что после своего возникновения Земля была окутана плотной пеленой облаков, и она была очень горячая. А когда Земля начала остывать, на нее обрушились ливни, затопившие водой впадины в земной коре, так образовались первые океаны.
Ребята, а у нас поблизости есть море?
А как мы доберемся до него?
Предлагаю поехать на автобусе.
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)
Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль)
И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль).
Вот мы и оказались на берегу моря. Включить звук моря.
Необходимо выбрать средство передвижения. Верно, ребята, ведь батискаф – это специальный аппарат для путешествия под водой. Совершить путешествие на дно океана можно только на батискафе, похожем на маленькую подводную лодку. Опускаясь в батискафе на большую глубину, ученые изучают морских животных и растения.
Итак, батискаф готов к погружению.
Слайд 5: батискаф
Наш аппарат загружен и мы начинаем медленно опускаться. Наше путешествие начинается.
2.1. Просмотр презентации.
Цель: активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин,закрепить знания воспитанников о разнообразии подводного мира.
Ребята посмотрите, какая вокруг красота! Какое море красивое, какие водоросли (Слайд 6,7).
Какие красивые на песке ракушки и камушки! (Слайд8)
А вот и маленькая черепашка. (Слайд9)
Давайте поплывем за ней. Она нам все и покажет.
Слайд 10. Планктон.
Слайд 11. Рыбы
Слайд 12. Кто это? Почему их так называют? Они меняют свою окраску, чтобы укрыться от врагов.
Слайд13. Морской конек. На кого похож? У него изогнутая шея, голова -похожая на конскую, и загнутый колечком хвост
Слайд 14. А это кто? У кальмара три сердца.
Слайд 15. Правильно. Почему их так назвали?
Слайд 16. Морской еж. Как вы думаете почему у него такое название?
Слайд17. Скат. Эти рыбы умеют вырабатывать электрический ток и так они защищают себя от врагов.
Слайд 18. Рыба-меч. Почему ее так назвали?
Слайд 19. Дельфины хорошо поддаются дрессировке и способны узнавать себя в зеркале.
Слайд 20. Хищники моря – акулы. Они бывают и гиганты(20м) и карлики (15см.). Самые безобидные – Тигровая и гигантская акулы. Питаются акулы рыбой. У них хорошее обоняние, лучше, чем у собак. Самая страшная для человека – Белая акула.
Слайд 21. В 1941 году в желудке одной выловленной акулы обнаружили 3 пояса, 9 ботинок, 14 носков, 43 пуговицы.
Слайд 22. А вот гигант моря – синий кит.
Язык голубого кита весит столько же сколько бурый медведь.
Слайд 23. Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы, рыбы, которых сейчас не найти и защитники природы создали Красную книгу. Морские коровы попали самыми первыми. Их всех истребили.
Слайд. 24. Осталось мало таких обитателей как Нарвал. Кого напоминает Нарвал?
Слайд 25. Южный гладкий кит на грани вымирания их часто смертельно ранят суда и корабли.
Слайд 26. На грани исчезновения Морские свиньи из-за загрязнения окружающей среды.
Слайд 27. Голубых китов тоже часто ранят суда и корабли, от этого они гибнут.
Слайд 28. Приплывают к браконьерам. Ребята, что здесь происходит?
Это хорошо или плохо?
Посмотрите, в каких количествах люди вывозят с морей рыбу.
Слайд 29. Рыбаки и много пойманной рыбы.
Проектор выключен.
Давайте подойдем и посмотрим.
Здесь у нас два одинаковых макета моря. Что вы видите?
А теперь из одного моря мы всю рыбу и морских обитателей выловим.
Какое море вам больше нравится?
Ребята, а кто причинил вред морю?
Что мы можем сделать полезного для морских обитателей, как им помочь?
Занимайте места в батискафе отправляемся за черепашкой дальше.
2.2. Экспериментальная деятельность.
Цель:
Слайд 30. Ребята посмотрите внимательно, что вы видите на экране?
Чем же страшна экологическая катастрофа? Самая большая опасность- это загрязнение моря нефтью. А чтобы убедиться – так ли это, я предлагаю вам превратиться в исследователей и отправиться в лабораторию, которая находится на нашем батискафе. В лаборатории нужно находиться в специальной одежде. Давайте оденем фартуки и приступим к исследованию.
А для начала вспомним правила поведения в лаборатории. Правильно!
Давайте разделимся на 2 группы.
Я сейчас попробую зачерпнуть воды, и мы на нее посмотрим поближе. Вот у меня получилось, несет таз с водой.
Опыт 1.
Итак, давайте посмотрим. Что происходит на поверхности моря, когда там проливается нефть. Капните масло в миску с водой, и посмотрите, что происходит с каплей масла. Именно так и происходит, когда нефть попадает в море.
Опыт 2.
Какие птицы обитают на море и на морском побережье. Первыми пострадают птицы. Как вы думаете почему? Давайте, проверим, почему птицы не смогут взлететь?
- Возьмите перо, опустите в стаканчик, стряхните на салфетку.
Намокло ли перо? Почему?
А теперь обмакните перо в масленое пятно. Какое перо стало? Скатывается ли масло как вода?
Так, почему же птицы не смогли взлететь?
Опыт 3.
Кроме птиц, какие животные обитают на море и на морском побережье? Давайте рассмотрим, как эта экологическая катастрофа может повлиять на жизнь таких животных, как белый медведь.
Возьмите кусочек меха и приложите мех к щеке. Какой он?
Зачем мех нужен медведю?
-А что же будет с мехом медведя, если он попадет в нефтяное пятно? Давайте посмотрим. Опустите в масляное пятно кусочек меха. Какой он стал?
- Может ли такой мех согреть? Чем животные очищают себя от нефти
-А если они сами себя очищают языками, что может произойти с ними
Молодцы, ребята!
Опыт 4.
-Скажите, а в самом море есть живые существа? Как вы думаете, а им грозит опасность в таком море? Давайте проверим.
Возьмите прозрачный полиэтилен. Что вы видите через него?
-А теперь посмотрите через черный полиэтилен. Что видите?
А что нужно для жизни в воде морским растениям и рыбам? Смогут ли морские обитатели жить без кислорода и света? Почему?
-Что же произошло из-за аварии одного единственного корабля?
Слайд 31. Но люди заботятся о море и там, где нефть выливается в море – корабли-нефтесборщики при помощи специальных приспособлений высасывают нефть.
Пройдут годы, прежде чем эти берега и море очистятся от нефти, и в морской воде снова будут жить водоросли, рыба, морские животные. Эта экологическая катастрофа заставила людей еще раз задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно вылечить ее.
Давайте снимем нашу спецодежду и немного отдохнем.
Физкультминутка.
Цель: переключение детей на двигательную деятельность, снятие напряжение, восстановление умственной работоспособности.
Включена музыка.
Ходят волны на просторе.
Вы узнали – это море!
Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке!
2.3 Сокровища и мусор.
Плывем дальше. Что еще мы можем найти на дне моря?
Ребята на самом дне лежат сокровища. Давайте поближе рассмотрим, что там на самом дне.
Игра «Сокровища морского дна».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, снять психоэмоциональное напряжение.
Вот так море - посмотри, там сокровища внутри! В море мы сейчас нырнем, и сокровища найдем!
Как много сокровищ мы нашли на морском дне, какие они разные и красивые!
А давайте посмотрим, что еще можно найти на дне морей и океанов.
Ребята, а кто причинил весь этот вред морю? Слайд 33. Мусор в море.
А как мы можем помочь убрать мусор в море?
Слайд 34. Существуют специальные корабли-мусоросборщики.
Цель: подвести итоги занятия, организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности. Вот наша спасательная операция подошла к концу. Черепашка нам поможет вернуться на берег.
Раз, два, три – все замрем!
В мир детсада попадем.
Довольны ли вы своей работой? Какие задания мы с вами выполняли? Что для вас было трудно выполнять?
Черепашка и морские обитатели сказали огромное спасибо, вам ребята вы нам очень помогли.
Мы сегодня отлично потрудились.
Воду нужно уважать
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться,
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!