Кононенко Гульнара Наилевна
«Экономика для дошколят». Конспект интегрированной образовательной деятельности детей 5–6 лет (старшая группа)
«Экономика для дошколят». Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности детей 5-6 лет (старшая группа).
Тема: «Новые приключения Буратино!»
Кононенко Гульнара Наилевна, воспитатель.
г. Балаково Саратовская область МАДОУ детский сад № 35.
Цель: Создать условия для формирования умения рисовать монеты на бумаге, используя нетрадиционную технику рисования – фроттаж.
Задачи:
Развивающие:
Развивать умение быть наблюдательными
Публикация «„Экономика для дошколят“, Конспект интегрированной образовательной деятельности детей 5–6 лет (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Развивать слуховое внимание
Развивать способность видеть, наблюдать и размышлять над увиденным
Активизировать словарь детей
Обучающие:
Познакомить с историей появления и развития денег.
Развивать умение называть форму денег
Закрепляем умение рисовать используя нетрадиционную технику рисования
Воспитательные:
Воспитывать чуткость, отзывчивость, желание помочь Буратино.
Воспитывать аккуратность при выполнении приёмов работы
Оборудование и материал: МП-3 плеер, диск, кукла Буратино, письмо, иллюстрации, карточки с героями сказок золотой ключик, мешочек, купюры, монеты, бумага, жёлтый карандаш, ножницы.
Предварительная работа: Беседы на темы: деньги далёкого прошлого, современные деньги, как называются, их роль в жизни людей, где их удобно хранить, не всё в этой жизни продаётся и покупается. Рассматривание иллюстраций, а так же макет денег нашего государства и других иностранных государств. Рисование монет не традиционным методом фроттаж.
Словарная работа: : Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок, обсуждение значение слов - бартер, сокровища, клад, гривна, портал, копейка, монета, рубль, купюра, покупка.
Ход НОД
I.Организационный момент (мотивация).
Дети садятся полукругом на стульях. (Звучит мелодия из к/ф «Буратино)
Воспитатель: Дети, а вы слышите эту волшебную музыку? (ответы детей).
Скажите она вам знакома? (ответы детей) Из какой сказки эта мелодия? (ответы детей).
Если дети отгадывают название сказки,под крики подпевающих детей воспитатель заносит куклу Буратино. Если же дети не отгадывают:
Воспитатель: Так и быть, я вам подскажу. Слушайте мою загадку:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?. (Буратино) (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Встречайте! (звучит мелодия из к / ф «Буратино» под крики подпевающих детей воспитатель заносит куклу Буратино.)
Буратино: Здравствуйте, здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!
Воспитатель: Здравствуй Буратино! (дети тоже здороваются со сказочным героем).
Буратино: Давайте знакомится! Я Буратино, а вы? (воспитатель и дети называют свои имена начиная со слов «Меня зовут….)Очень приятно!
Воспитатель: Мы очень рады видеть тебя у нас в гостях! Правда, ребята? (ответы детей). Расскажи пожалуйста, как ты из сказки попал к нам в детский сад. Ведь не только дети, но и многие взрослые хотели бы попасть в сказку. Может у нас в саду есть портал в сказочный мир? Дети, а вы хотели бы попасть в сказку? (ответы детей)
Буратино: Нет, нет, нет! Портала в сказочный мир не существует. Вы видите, что со мной случилось, я превратился в игрушку и это очень печально. Мало ли, что может случится с вами! А в сказке ведь я был настоящим мальчиком, хоть и деревянным!
Воспитатель: Не грусти Буратино! У тебя в жизни было очень много приключений! И это одно из них!
Буратино: А сюда я попал не случайно. В детский сад меня отправил папа Карло! Сначала он купил мне азбуку и отправил в школу. До школы я конечно не дошёл, я ведь ему сразу сказал, что не хочу учиться! Я и так все знаю! До школы я не дошёл, (Ухмыляется) а вот на поиски приключений я отправился, у меня их было так много! Когда я рассказал о своих приключениях папе Карло, он решил отправить меня в детский сад. Так и сказал: «Отправляю тебя в детский сад, что бы научили тебя уму разуму! Может, потом и в школу захочешь пойти! В кармане у тебя лежит письмо с под сказкой, как вернутся домой!» Тут зазвучала веселая мелодия и вдруг я оказался у вас!
Воспитатель: Теперь ясно. А ты уже посмотрел, что написано у тебя в письме?
Буратино: Нет, а толку. Я ведь читать не умею (вздыхает). А вы не могли бы мне прочитать? (обращается к воспитателю)
Воспитатель: Конечно, меня этому в школе научили. (Воспитатель раскрывает письмо, которое ему подает Буратино и читает)
«Дорогой мой сын, для начала хочу сказать, что я очень тебя люблю! И в детский сад я тебя отправил для того, что бы ты понял как важны знания для людей! И как интересно бывает учится! Что бы вернутся домой ты должен :первое- познакомится с детьми, второе -узнать что то новое для себя, третье -по играть в различные игры и четвертое - подружится с детьми так,что бы они согласились помочь тебе!
Буратино: Как он много написал! Правда, ребят! А как мне должны помочь дети?
Воспитатель: Дети должны нарисовать на бумаге монеты и вырезать, а ты должен золотым ключом, которая тебе дала черепаха Тортила, сделать их волшебными! Тут зазвучит волшебная музыка и ты окажешься дома! Жду тебя! Твой папа Карло.
Буратино: Ура! Вы мне поможете дети? (ответы детей)
II. Основная часть.
Воспитатель: Папа Карло сказал, что бы вернутся в сказку, тебе помогут монеты, а монеты это деньги. Для начала я предлагаю вам разъяснить, что такое деньги и когда они появились? Отгадайте загадку:
«Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монетка)
-Что такое монетка? (Это деньги)
-Что же такое деньги и зачем они нужны? (ответы детей)
-Человеку для жизни необходимо множество разных вещей. Каких? (ответы детей)
-Где человек может это взять? (купить или обменять) (ответы детей)
-Что необходимо человеку, чтобы купить все необходимое? (деньги) (ответы детей)
- Много лет назад бумажных и металлических денег не было. Для получения нужных товаров люди обменивались на то, что ценилось. (рис, зерно, орехи, драгоценные камни и т. д.) И называлось это бартером.
-Например, меняли одного быка на мешок зерна, или мешок риса на рубашку. (Иллюстрации)
-Как вы думаете, удобно было так платить за товар? (ответы детей) Почему? (ответы детей)
-Представьте, вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна. Это неудобно, потому что занимает много места, их нельзя положить в карман, как деньги.
-Поэтому люди придумали деньги, что бы проще делать покупки.
Буратино: Здорово! А я ведь знаю веселую игру под названием «Покупка», Поиграйте со мной дети? (ответы детей)
Физкультминутка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка).
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Воспитатель: Спасибо тебе Буратино за веселую игру! Вам понравилась игра дети? (ответы детей). А теперь продолжим. Первые деньги у нас в России назывались гривна. Их можно было рубить на несколько частей, отсюда и появилось название РУБЛЬ. (Иллюстрации).
Буратино: А мои деньги назывались СОЛЬДО.
Воспитатель: Но долгое время основной являлась единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – КОПЕЙКА. (Иллюстрации).
-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда бумажные деньги. Они были удобнее и дешевле по производству. (Иллюстрации).
- В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. А называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. А называют их рублями. (Иллюстрации)
Буратино: А вот у меня было 5 монет и не простых, а золотых!
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Веселые фигуры» (Иллюстрации). Буратино покажи, какой формы были твои золотые монеты? (Ответ Буратино) Дети какой формы наши монеты и рубли? (желающие ответить по очереди подходят к мольберту и указывают на фигуру, которую считают правильной). Молодцы правильно! Сыграем с вами еще в одну игру «Угадай звук денег» (Мелодии №3,4,5,6,7 (ответы детей) Правильно, молодцы!
-Какой звук издают монеты, если их несколько в руках? (звенят) А купюры? (шуршат) (Показать, как звенят и шуршат).
-Откуда у человека появляются деньги, как ты думаешь Буратино?
-Выбери ту картинку, которую ты считаешь правильной. (Иллюстрации) (Ответ Буратино)
-Вы тоже так считайте дети? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно дети, деньги не появляются сами собой, а зарабатываются трудом! Трудящиеся люди называются трудолюбивыми, а кто не любит трудиться ленивыми. И что бы ты, Буратино это понял, сыграем в игру. (Иллюстрации).
Дидактическая игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
Суть игры:
Учебная доска делится пополам мелком и на одной стороне прикрепляется солнышко, на другом облако. Воспитатель детям раздает карточки сказочных персонажей (на обратной стороне 2-х сторонний и скотч) просит помочь разобраться, какие сказочные герои трудолюбивые, а какие ленивые, сравнить каких же сказочных героев больше трудолюбивых или ленивых?
Затем знакомьте с правилами игры:
Всех трудолюбивых героев нужно разместить, где солнышко. А у детей на рисунках изображены ленивые герои нужно расположить где облако. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи», «Без труда не вынешь рыбку из пруда!»
Буратино: Интересная конечно игра! Но я хочу уже домой, к своему папе Карло! (хнычет)
Воспитатель: Раз ребята обещали тебе помочь, то обещание своё они обязательно сдержат! Но хотелось отметить, что если дети нарисуют тебе монеты и ты их с помощью волшебства превратишь в волшебные, то в настоящем мире это не возможно. Дети можно ли в настоящем мире, настоящие деньги взять и нарисовать? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, нельзя! Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги - это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно!
А теперь предлагаю вам ребята, пройти за столы,аккуратно,нарисовать монеты для Буратино нетрадиционным или же, как сказать, не обычным методом рисования фроттаж, после вырезать их, и отдать Буратино. Чтобы у вас получились красивые монеты надо сделать пальчиковую гимнастику. Соедините ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении держим между ладонями. Перемещать ладони вперёд назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя, и начали!
Пальчиковая гимнастика
«Мотор»
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен
(Дети рисуют монеты методом фроттаж, вырезают и отдают Буратино)
Буратино: Какие красивые монеты у вас получились, как настоящие, вот здорово! Спасибо вам! С вами было так интересно и познавательно! Когда вернусь домой я обязательно пойду в школу и буду учиться на одни пятёрки! А теперь превратим ваши бумажные монеты в волшебные «Рекс, пекс, фекс!» Уррра! Вот и мои монетки! Спасибо! Правильно говорил мой папа Карло «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!». У меня такое хорошее настроение потанцуем! (Мелодия из к / ф «Буратино») До свидания ребята! До новых встреч в сказке!
III.Заключительная часть (рефлексия) :
-Кто сегодня пришёл к нам в гости?
-Как, почему и зачем попал к нам Буратино?
-Что такое бартер?
-Из чего сделаны монеты? Какие они? (металлические) (ответы детей)
-Какой они формы? (круглой) (ответы детей)
-Из чего сделаны купюры? (из бумаги) (ответы детей)
-Какой они формы? (прямоугольной) (ответы детей)
-Какой звук издают монеты, если их несколько в руках? (звенят)
-А купюры? (шуршат)
-Можно ли использовать в настоящем мире нарисованные деньги?
-Каким методом рисования вы рисовали монеты?
IV. Список использованных источников:
1. https://po-ymy.ru/zagadki-pro-buratino.html
2. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.
3. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
4. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
5. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 256 с.