Марина Лапина
Экономическое воспитание дошкольников посредством различных игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Экономическое воспитание дошкольников посредством различных игр» Согласно ФГОС ДО, основная образовательная программа ДОУ включает в себя основную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные парциальные образовательные программы. Предлагаю познакомиться с одной из парциальных программ, - «Тропинка в экономику». Данная программа была выбрана не случайно. Современные родители заинтересованы в экономическом воспитании детей, но не обладают знаниями, как правильно и доступно рассказать ребёнку про семейный бюджет - доходы и расходы семьи, о том, для чего нужны деньги, как привить трудолюбие и бережное отношение к вещам. Обучение по Программе рассчитано на 2 года и осуществляется в ходе организованной образовательной деятельности 2 раза в месяц; деятельности в режимных моментах (например, развитие бережного отношения к электроэнергии, потреблению воды); в ходе экскурсий на предприятия, в банк, в магазин; с помощью дидактических и сюжетно-ролевых игр. Данная программа направлена на развитие детей, прежде всего в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а также в образовательной области «Познавательное развитие». На том факте, что экономическое воспитание дошкольников является частью социально-коммуникативного развития, настаивает автор программы – Анна Демьяновна Шатова. Основная цель экономического воспитания старших дошкольников в том, чтобы обеспечить формирование у дошкольника умений : понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продуктов в зависимости от качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности. Реализация программы «Тропинка в экономику» включает в себя 4 связанных между собой блока. Цель блока «Труд – продукт (товар)» : систематизировать знания детей о современных профессиях, о понятие «продукт труда», помочь детям научиться оценивать качество выполненной работы Цель блока «Деньги, цена (стоимость)» : помочь детям увидеть основные направления использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете, формировать основы экономического мышления, привычки нравственно-экономического поведения. Цель блока «Реклама: желания и возможности» : подвести детей к правильному осознанному отношения детей к рекламе. Цель блока «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика» : помочь детям понять, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь. Основой экономического воспитания дошкольников являются задачи нравственно-трудового воспитания. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия. Игры по экономическому воспитанию помогут найти пути решения проблемы экономического воспитания дошкольников. Среди разных видов игр особую значимость при решении задач экономического воспитания дошкольников приобретают дидактические игры экономической направленности. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности является наиболее эффективным для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе мы создаём условия, подбираем соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используем разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д. Игра «Назови профессию» направлена на то, чтобы научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий. Игра представлена в виде цветка. Ребенок отрывает лепесток, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности. Дидактическая игра «Кто что делает» направлена на расширение знаний детей о профессиях и трудовых действиях; на воспитание интереса к новым профессиям, уважение к труду взрослых. Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Муляжи денег и банковских карт используются для ознакомления с денежными знаками и в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Макет банкомата также служит атрибутом для сюжетно-ролевых игр. Как вы сами понимаете игр для знакомства детей с рекламой не много. Знакомясь с рекламой мы с детьми сами рисуем её, придумываем, создаём. Нашими помощниками являются и родители. Вместе с родителями мы собрали альбом «Наружная реклама». Игра «Товарный поезд» направлена на закрепление знаний детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д. Игра «Что быстрее купят» направлена на развитие умений устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора. Игра «Сортируем мусор-бережём природу». В данной игре мы знакомим детей с понятием "вторичная переработка", "сортировка мусора", даём представление о способах решения некоторых экологических проблем, способствуем формированию экологической культуры, развиваем умение классифицировать, воспитываем любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность, принципиальность. Лото «Что из чего». Игра направлена на закрепление знаний детей о том из чего сделан товар или продукт. Классифицировать предметы по определённому признаку.