Татьяна Шмелева
Логические экологические задачи для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
Темочки:
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных факторов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы. Важно показать детям и природоохранную работу по сохранению и улучшению замечательных городских ландшафтов. Вместе с тем необходимо обращать внимание детей на отрицательные факторы воздействия человека на природу, экологические трудности (высокую загрязненность воздуха, почв от промышленности, транспорта).
В содержание экологического воспитания включаются ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической, понять красоту, самоценность живого существа.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных, что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода, наблюдения наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.
Раннее и хорошее трудовое воспитание в ДОУ, в семье – лучшее лекарство от иждивенчества. С раннего возраста ребенок должен не только усвоить слова «хочу» и «дай», но и полюбить слова «на», «давай помогу».
Старших дошкольников важно включать в общественно-полезную деятельность экологического характера – выращивание растений и их охрану, подкормку птиц, защиту муравьев и т. д., которая обеспечит сотрудничество детей разного возраста и взрослых в области охраны природы, экологического образования и воспитания.
Логические экологические задачи для детей старшего возраста
Задача 1
Грибы любят все. Одни любят собирать, другие – готовить, а есть грибы любят все. Дима и Катя любят и собирать грибы, и есть их. Они знают и съедобные, и ядовитые грибы. Пришли они как-то в лес. В этом году щедр на грибы.
- Вот сыроежечка! Иди в кузовок.
- А я нашла подберезовик. Его тоже в кузовок!
Но вот на пути хорошо известный гриб – мухомор. Дима уже и ногу над ним занес, чтобы расправиться с ядовитым грибом, а Катя как закричит:
- Не трогай мухомор! Оставь его!
Вопрос: Ребята, почему Катя не разрешила уничтожить ядовитый гриб?
Вывод. Мухоморы – часть природы леса. Ножка мухомора, как и у других грибов, связана с грибницей, которая находится в почве. Грибница состоит из тончайших белых нитей, по которым питательные вещества поступают в гриб. Через грибницу происходит обмен полезными веществами между растениями леса. Кроме того, ядовитые для человека грибы являются питанием и лекарством для обитателей леса.
Задача 2
У водоема выросло много лилий. Оля стояла и любовалась белым цветочным ковром. Лилии манили к себе приятным запахом. Оля подошла поближе к лилиям и увидела, что они растут прямо в воде.
- Давай сорвем несколько цветков и поставим в воду. Эти цветы любят воду, и в вазе тоже будет вода, - сказала Оля маме. Ей так хотелось унести домой эти красивые душистые цветы. – Нет, - ответила мама, - мы их рвать не будем.
Вопрос. Почему мама не разрешила Оле рвать цветы?
Вывод. Лилия – болотное растение. Ему необходима не только вода, но и почва. Без почвы растение быстро завянет. У болота лилия будет долго радовать людей своей красотой.
Задача 3
По дороге из детского сада Саша рассказал маме о том, что сегодня они учились беречь природу.
- Нельзя рвать растения, наступать на них ногами. – Саша говорила, а сама любовалась семейкой лютиков, которые, словно маленькие солнышки, украшали клумбу. Саша присела у клумбы, протянула руку и сказала: - Рвать нельзя. А погладить можно?
- Не трогай это растение, - остановила Сашу мама.
Вопрос. Почему мама не разрешила Саше трогать цветы?
Вывод. Лютик – ядовитое растение. Нельзя Трогать руками незнакомые растения.