Арчелкова Татьяна
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современном дошкольном образовании, экологическое воспитание должно играть одну из главных ролей. Ведь именно оно формирует осознанное понимание взаимосвязей живого и неживого в природе, формирует знания и умения по уходу за растениями и животными, заботливое отношение к природе, воспитывает эстетические и патриотические чувства.
Я, как многие люди хочу сохранить природу от уничтожения и загрязнения, донести детям о необходимости бережного отношения к ней. И начинать нужно с малышей, ведь дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения детей к природе, к себе и людям как к части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, конечно любовь к Отечеству.
Одним из важнейших условий развития экологических представлений являются наблюдения детей за явлениями и объектами в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой и неживой природой и наблюдать за растениями и животными. Для этого в нашей группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, с условиями необходимыми для их нормального роста и развития.
На территории детского сада и участка группы есть клумбы с цветущими растениями. У ребят есть возможность ухаживать за цветами: поливать, вырывать сорняки.
Кроме этого для экологического воспитания я использую прогулки и наблюдения. На протяжении учебного года провожу целые циклы наблюдений. Дети знакомятся с сезонными изменениями природы (продолжительность дня, изменения в жизни растений, насекомых, птиц, труд людей). Именно на прогулках дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега и т. д.
Необходимы циклы наблюдений эстетического характера: ребята учатся уделять внимание красоте растений на участке и в группе, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они понимают эстетику живого с экологических позиций : красивое растение – здоровое растение, значит ему, необходим уход.
Систематически вместе с детьми провожу наблюдения за погодой. Мы рассматриваем небо, уточняем характер осадков, наличие или отсутствие ветра, по одежде людей определяем степень тепла или холода.
Экскурсия – это одна из форм организации работы по экологическому воспитанию.
В рамках кружковой работы я, совместно с детьми совершаю экскурсии в парк, по заранее созданному маршруту, где мы собираем гербарий и другой природный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии можно познакомить детей с растениями, насекомыми и птицами в условиях их обитания, что способствует развитию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
В нашей группе имеется необходимая литература, схемы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и трепетного обращения с окружающей природой. Моя картотека экологических игр содержит интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе, что способствует развитию любознательности.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на детей, поэтому чтение вслух имеет большое значение. После чтения я провожу беседу, задаю вопросы. Ведь очень важно донести до ребят смысл прочитанного произведения. Кроме этого моим детям очень нравиться самим придумывать «лесные» сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир детей. А сказки сочиненные дома, ребята совместно с родителями оформляют в книжку – самоделку «Экологическая сказка». В совместной деятельности родителей и детей, активизируется мыслительная деятельность ребят в придумывании сюжета и оформлении книжки.
Так же огромное значение имеет художественно – творческая деятельность детей. Лепка из пластилина и теста, все виды аппликаций, конструирование с применением круп и природного материала – все это способствует воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи детей, они учатся создавать, понимать и видеть красоту и богатство природы.
Чтобы обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, я применяю метод проектной деятельности. Работа над проектами имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний, формируется целостное видение картины окружающего мира.
Кроме этого в своей работе широко использую метод моделирования.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
На разных возрастных этапах, в зависимости от индивидуальных способностей детей я использую различные приемы наглядного моделирования: заместители, таблицы с элементами мнемотехники. Замещение – вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, условными. В качестве заместителей можно использовать различные фигуры: квадраты, круги, овалы, различные по цвету и величине. Этот метод использую для пересказа сказок о природе или для сочинения своих сказок и рассказов. Эффективным приемом считаю и использование мнемотаблиц, для составления описательных рассказов о природе (птицах, животных, растениях).
Подобное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы обследования предмета и закреплять результаты в наглядном виде.
Моделирование позволяет демонстрировать существенные экологические связи в природе. Для этого я создаю и использую цветные, небольшого размера наглядные пособия с разными экосистемами (лес, луг, пустыня, пруд или озеро). Либо макеты и картины с изображением леса и животных в разное время года.
Из графических моделей, важнейшими считаю календари природы, в которых отражается состояние природы в ту неделю, когда происходят наблюдения. На нем дети рисунками изображают параметры погоды, дни недели. Такие календари передают признаки, связи и отношения природных явлений.
Несколько лет подряд в конце октября, начале ноября я провожу акцию «Птичья столовая». Родители группы активно откликаются на акцию, делают замечательные кормушки, угощение для птиц готовим также совместно с родителями. Кормушки развешиваем на деревьях на участке группы, а также в парке. Получается настоящая столовая, дети с удовольствием кормят птиц. И наблюдают за шустрыми синичками и воробьями.
Каждый год в нашем детском саду проводится выставка работ из природного материала, в которой дети и родители принимают активное участие. За совместную работу, дети и родители получают благодарность.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую разные формы: консультации, беседы, и т. д. Ведь только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного. И тогда наши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому на земле.