Панговская Инна
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Экологическая осведомленность и бережное отношение к природе становятся все более важными аспектами нашей жизни. Вопросы взаимодействия человека с природой переросли в серьезную экологическую проблему. Если мы не изменим свое отношение к окружающей среде, мы можем нанести непоправимый ущерб природе и самим себе.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст является особенно важным для формирования личности ребенка, так как в это время происходит активное физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие. В этот период формируются навыки общения, любознательность, умение работать в команде, а также основы моральных качеств и ценностей. В дошкольном возрасте дети получают первые впечатления от общения с природой, накапливают знания о ней и формируют свое отношение. Именно в дошкольном детстве закладываются основы экологического сознания, которые в дальнейшем будут определять поведение человека в отношении природы. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста помогает им понять важность заботы о природе, развивает их наблюдательность и любознательность. Кроме того, это способствует развитию творческих способностей и формированию активной жизненной позиции.
В детских дошкольных учреждениях ведется активная работа по экологическому образованию и воспитанию детей. В методических кабинетах и группах имеются библиотеки с книгами о природе, наглядные пособия, схемы и таблицы, дидактические материалы и игры на экологическую тематику. Экологические сведения включаются в большинство занятий и других видов деятельности детей. На занятиях дети узнают о ценности воды, о взаимодействии различных живых организмов, знакомятся с животными и растениями других континентов, а также изучают свое место в мире природы. Дети учатся моделировать основные свойства и характеристики изучаемых объектов. Особой популярностью пользуются комбинированные и интегрированные занятия, на которых освоение знаний о природе сочетается с творческой деятельностью (речевыми, музыкальными, изобразительными заданиями). В работе с детьми используются разнообразные формы и методы, включая экскурсии, наблюдения за природой, просмотр тематических картин, познавательные беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Проведение экспериментов и опытов является важным инструментом для изучения причин различных явлений, а также установления связей и зависимостей между различными объектами и явлениями в природе. Такие опыты обычно проводятся в старших группах детского сада, а в младших и средних группах используются более простые поисковые действия. Каждый опыт призван помочь детям лучше понять и объяснить наблюдаемые явления, стимулировать их к самостоятельным выводам и умозаключениям.
На территории детского сада необходимо организовать экологическую тропу, которая проходит через различные зоны природы, позволяя детям наблюдать за различными видами растений и животных. Маршрут тропы проходит через такие места, как участок леса с хвойными и лиственными деревьями, цветник, луг, место для кормления птиц, участок с лекарственными растениями и места, где видны изменения в растительности, вызванные деятельностью человека. В течение года дети посещают эту тропу и наблюдают за изменениями в природе в разные времена года. Они учатся ценить и сохранять окружающую среду. Такая тропа помогает воспитывать у детей бережное отношение к природе, так как они активно участвуют в ее сохранении и изучении. Важной частью работы на экологической тропе является ведение календаря природы. Этот процесс помогает детям осознать естественные изменения в природе и понять их причины. Календарь природы заполняется совместно с детьми, что способствует развитию у них навыков наблюдения, анализа и фиксации результатов наблюдений.
Прогулки на свежем воздухе также активно используются для экологического образования детей. Общение с природой оказывает огромное влияние на их развитие, и впечатления, полученные в детстве, сохраняются на всю жизнь. Поэтому на прогулках необходимо обращать внимание детей на красоту природы вокруг них. Там, где возможно, организовывается практическая деятельность и труд детей. Например, при работе в цветнике дети собирают семена растений в специальные коробочки, что развивает у них любовь к растениям и трудолюбие. Во время прогулок мы собираем листья и семена различных деревьев для использования в творческих работах.
Экологические игры занимают важное место в образовательном процессе детского сада и играют ключевую роль в экологическом образовании детей. Эти игры помогают детям расширить свои знания о природе, развивать навыки наблюдения и анализа, а также формировать бережное отношение к окружающей среде. Существует три основных вида экологических игр : дидактические, ролевые и имитационные. Дидактические игры направлены на усвоение детьми определенных знаний и навыков, связанных с природой. Они могут включать в себя задачи на классификацию животных и растений, загадки о природных явлениях и т. д. Ролевые игры помогают детям понять, как ведут себя различные животные и растения, а также как они взаимодействуют друг с другом. Имитационные игры позволяют детям научиться имитировать различные природные процессы, такие как рост растений, миграция животных и т. д. Кроме того, экологические игры могут быть использованы для развития творческих способностей детей, а также для формирования у них интереса к природе и науке.
Сказки являются одним из самых популярных видов развлечения для детей. Они не только приносят радость детям, но и помогают в их обучении и воспитании. Сказки о животных обычно привлекают маленьких детей, в то время как дети старшего возраста предпочитают волшебные сказки. Мы обсуждаем эти сказки с детьми, играем по их мотивам и создаем иллюстрации. Детям нравится превращаться в персонажей сказок и выражать свое мнение от их имени, что помогает им лучше понимать сюжет и персонажей, а также развивать свои коммуникативные навыки. Воспитателям важно использовать различные выразительные средства, чтобы помочь детям понять и запомнить материал.
В нашем детском саду дети и родители участвуют в различных экологических мероприятиях. Мы проводим выставки поделок из природных материалов, акции по защите окружающей среды, выставки рисунков на тему защиты природы. Эти мероприятия помогают родителям осознать важность экологического образования. Экологические акции также помогают объединить детей, родителей и воспитателей.
Приобщая детей к природе, мы помогаем им развивать различные стороны своей личности. Мы пробуждаем в них интерес к изучению природы, вызываем сочувствие к животным. Мы показываем им уникальность жизни и важность ее сохранения. Мы также показываем детям красоту природы. Это может быть красота цветущих растений, осенних листьев, контрастов света и тени. Мы учим детей видеть красоту в природе и ценить ее.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»- Воронеж. Т Ц- Учитель. 2004г.
2. Воронкевич. О. А. «Добро пожаловать в экологию». Детство-Пресс; 2001.
3. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. «Технология экологического образования детей второй младшей, средней, старшей, подготовительной групп». Екатеринбург, 2002.
4. Кондрашова М. А. «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки» Оренбург, 2005. – 116 с.
5. Николаева С. Н., Комарова И. А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников». – М. , : Издательство ГНОМиД, 2003.
6. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников». – М. : Мозаика-Синтез, 2000.
7. Николаева С. Н. «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников». – М., 1996.
8. Николаева С. Н. Статьи в журнале «Дошкольное воспитание» : 1988 №№ 2, 6, 8, 12; 1996 № 7; 1998 № 1.
9. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения». – М. : Просвещение, 2002.
10. Николаева С. Н. «Эколог в детском саду», Москва, 2003, Мозайка-Синтез.
11. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом
«Карапуз», 2001.