Александра Одесская Карсеева
Экологические игры в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В экологическом образовании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В играх часто
сложное становится доступным, непонятное - понятным. Ценность игры как
Публикация «Экологические игры в воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на
коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие
на каждого из детей. Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание,
организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения; воспитатель
воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю,
поступки и поведение в целом.
Организуя жизнь детей в игре, можно формировать у детей не только
игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы
поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при
правильном руководстве детьми, игра становится школой воспитания.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей
переживание ребят, не может не оказать влияние на формирование у них
бережного и внимательного отношения к объектам растительного и
животного мира.
Основу дидактической игры в экологическом воспитании
дошкольников составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и
интересного усвоения знаний о природе.
Дидактическая игра позволяет воспитателю руководить деятельностью
детей, не вставая в позицию учителя, создавать действенную для детей
игровую мотивацию, ставить близкую и понятную для дошкольников цель,
обеспечить вариативность ситуаций, стимулировать активность детей. Таким
образом, педагог получает возможность воспитывать и обучать детей без
назиданий и дидактизма. Это игра познавательная, направленная на
расширение и углубление, систематизацию представлений детей об
окружающем.
Некоторые примеры дидактических игр приведу ниже.
"Что было бы, если из леса исчезли. "
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
-Что бы произошло с остальными жителями?
А если бы исчезли птицы?
А если бы пропали ягоды?
А если бы не было грибов?
А если бы ушли зайцы? и т. д.
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
"Какого растения не стало?"
На столик выставляется 4 или 5 растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают,какое растение пропало. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений.
"Где что зреет?"
На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной-плоды и листья одного растения (яблоня, на другой- плоды и листья других растений (например листья крыжовника, а плоды груши). Воспитатель задает вопрос: "Какие плоды созреют, а какие нет?" дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
"Угадай, что в руке?"
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
"Распределение плодов по цвету"
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое- с желтым, а третье- с зеленым. Игровой персонаж (например Винни-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, желтую грушу кладет к зеленым плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зеленый (капуста, ярко- красный (помидор) и т. д.
"Вершки-корешки"
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растет в земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет на земле- кисти рук опускаются вниз.
"Чудесный мешочек"
В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого на, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
"Кто где живет"
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей- с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, гнездо, дупло и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного,ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, "поселить" у себя, показав карточку воспитателю.
"Цепочка"
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой и неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта,так, чтобы не повториться. Например, "Белка"- животное, дикое, лесное,рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.
"Птицы, рыбы,звери"
Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок,поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например "воробей", и бросить мяч обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повториться.
"Летает, плавает, бегает"
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове "зайчик" дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове "карась"- имитируют плывущую рыбу; при слове "воробей"- изображают полет птицы.