Наталья Сычева
Экологическая тропа как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс.
Тема мастер-класса: «Прогулка в радость» : экологическая тропа в ДОУ, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта дошкольников»
Подготовила и провела воспитатель МДОАУ №39 г. Новотроицка
Сычева Наталья Владимировна
Публикация «Экологическая тропа как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2024
Цель: Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
• Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
• Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.
Материалы :
-Стенд план- карта «Экологическая тропа»
-Таблички – указатели на каждую станцию. («Липовая аллея». «Крестьянский дворик», «Огород», «Цветочная поляна», «Тропа здоровья», «Цветочная арка», «Метеоплощадка», «Береза».
-Мёд, цвет липы, конверты для сбора семян, сова (поделка из шишек,
-Лупы, медали «Юный защитник природы», знаки по правилам поведения в природе.
Предварительная работа:
-разработка маршрута, изготовление план-карты, изготовление табличек-указателей, планирование заданий и деятельности на каждой станции тропы.
Дети подготовительной группы выходят на прогулку.
-Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой чудесный день сегодня.
Ребята, представляете, утром проходя мимо нашей площадки, я обнаружила конверт с письмом. Предлагаю открыть и узнать, что в нем написано. (открываю конверт с письмом и читаю) «Письмо от Мудрой Совы»
«Здравствуйте ребята подготовительной группы. Я очень люблю природу: и растения, и животных люблю. Слышала я, что вы любознательные и находчивые. И поэтому посылаю вам карту по экологической тропе. И если вы всю ее пройдете и научитесь ухаживать за растениями,наблюдать за погодой, то в конце тропы мы с вами встретимся. А я для вас приготовила сюрприз».
-Ну что, ребята, готовы отправиться в поход по экологической тропе.
А для начала,давайте поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую.
-Пора посмотреть, какую карту нам прислал неизвестный герой.
Рассматриваем карту и обращаем внимание на план- карту на стенде. Делаем вывод, что они одинаковые.
Отправляемся в путь по карте.
Первая станция «Липовая аллея»
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным свойством Липы. Посмотрите, у нас на территории целая аллея этих деревьев. Липы цветут летом, но поздно. Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Лесник запас для нас липовый цвет в специальных мешочках. Предлагаю понюхать, потрогать липовый цвет. Липовый цвет можно заваривать при простудах, ангинах, высокой температуре.
Нектар в липовых цветках вкусный и полезный, ароматный. Запах привлекают пчёл, они собирают нектар даже ночью.
-А какой мед получается! Подумайте, как называется мед, собранный на липе? Липовый мед. Предлагаю понюхать липовый мёд.
Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мед. Пили липовый чай с липовым медом. Липовый мёд полезен! Лучше многих лекарств лечит он простуды. Вывод: липовый цвет, липовый мед как скорая помощь, помощник в лечении без лекарств. Липа – лекарственное растение.
-Как думаете, для чего автор письма нас послал к липам (чтобы мы берегли деревья,потому что они приносят пользу)
Идем по стрелке дальше
Станция «Крестьянский дворик»
Дети рассматривают объекты деревенского подворья (колодец, ветряная, мельница, плетень. Беседа с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, о труде в деревне.
Станция «Огород»
• Дети, скажите, что растет на грядке? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор и др).
• Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей - это овощи).
• Давайте вспомним, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
• Загадки
1. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
- картошка –
2. Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
- капусту –
3. Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь –
4. Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
- свекла –
5. Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
- лук –
6. Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
- кабачок –
7. Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
- помидоры –
8. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
- огурец –
А кто выращивает овощи? (Ответы детей).
• Расскажите, зачем люди выращивают овощи? (Ответы детей).
Станция «Цветочная поляна»
Осень наступила, Высохли цветы И глядят уныло Голые кусты. Туча небо красит, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.
• Какое сейчас время года?
• Что происходит с растениями осенью?
• Для чего нужны растениям листья, корень?
• Можно ли их срывать с клумбы?
• Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
• Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)
Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками.
• Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.)
• Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город,
радуют жителей.)
Ребята, что нужно, чтобы и на следующий год было также красиво?
Нужно собрать семена и посадить весной цветы.
Сбор семян растений в бумажные пакеты. (бархатцы)
БАРХОТКИ - широко применяются для украшения сада и огорода. Низкорослые цветы высаживают в качестве бордюров вдоль садовых дорожек, и на клумбе. Это уникальное растение настоящий санитар сада и огорода. От колорадского жука бархотки высаживают по периметру картофельного поля.
Станция «Тропа здоровья»
Тропа, выполненная из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разным природным материалом: спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок, ракушки На «Тропе здоровья» выполняются упражнения с ходьбой, которые помогают детям развивать координацию движений ;сохранять и укреплять здоровье детей; профилактика плоскостопия у детей, закаливание
Станция «Цветочная арка»
Вот такая красивая цветочная арка есть на нашей территории. А растут здесь ПЕТУНЬЯ - Цветы петуньи разнообразные по форме и цвету. Они бывают махровыми и простыми. Цветет белым, розовым, фиолетовым, красным цветом. Листья окрашены в зеленый или темно-зеленый цвет. Как листья, так и стебли этих растений полностью покрыты мелкими волосками.
А давайте мы тоже рассмотрим
Станция «Метеоплощадка»
Название мероприятия Задачи мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения
Знакомство с метеостанцией и ее содержанием. Познакомить детей с назначением метеостанции, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздух Совместное обследование метеостанции.
Практическое снятие показаний термометра.
Рассматривание облаков. Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми. Наблюдение за формой и движением облаков
Какой бывает ветер? Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч). Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости.
Что такое погода? Знакомить с погодными явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»
Станция «Береза»
Рассказывает об истории: «Наши далекие предки к лесу относились бережно. Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой,, кленом,, дубом, и, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины».Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, сережки, наблюдают за изменениями в разное время года.
«Финиш»
В конце маршрута педагог находят под березой Мудрую Сову,которая спрашивает детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке.
Она предлагает детям рассказать о правилах поведения в природе (по знакам)
Награждает всех медалями
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Если поступок хороший, говорим «да», если плохой, то все вместе говорим «нет»!
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? «Нет»
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? «Нет»
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? «Да»
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? «Да»
Если разведу костёр, а тушить не буду? «Нет»
Если сильно насорю, а убрать забуду? «Нет»
Если мусор уберу, банку закопаю? «Да»
Я люблю свою природу, я ей помогаю! «Да»