Елена Микшина
Конспект экологической прогулки в подготовительной группе «В поисках Красной книги»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Экологическая прогулка в подготовительной группе»
«В поисках Красной книги»
Цель: Создание условий для формирования и развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с Красной книгой Хакасии.
Задачи:
1. Расширять представления детей о многообразии животного мира России;
Публикация «Конспект экологической прогулки в подготовительной группе „В поисках Красной книги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Красная книга
- Красная книга. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе;
3. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.
Оборудование:
-карточки с изображением животных (бурый медведь, марал, заяц – русак, рысь, верблюд, зебра, лев, крокодил, носорог);
-карточки с изображением деревьев (кедр, лиственница, пихта, ель, пальма, каштан, баобаб, олива);
- платок;
-макет берёзы, цветные ленточки;
- бурёзовый туесок;
- конверт синего цвета;
- карточки зелёного и красного цвета;
- три ключа;
- сундук;
-бубен с повязанными цветными ленточками;
- красная книга Хакасии.
Ход прогулки:
Детей на участке встречает воспитатель в хакасском костюме.
- Изенер. Здравствуйте, дети. Вы знаете кто я? Зовут меня Умай – я богиня хакасского народа.
Наша земля очень красива! В её лесах много разнообразных растений, животных и птиц- но есть такие растения и животные у нас в Хакасии, которых осталось очень мало. Их уже почти нельзя увидеть в лесу. Их называют исчезающими. Знаете ли вы их? (Ответы) Как вы думаете, почему исчезают растения, животные, птицы? (Ответы детей: человек вырубает леса, убивают животных и птиц, срывает цветы, вытаптывает растения.)
- И вот задумались люди, что же делать? Решили создать Красную книгу. В нее были занесены животные, растения, птицы, насекомые, рыбы, которые очень редко встречаются в природе. А как вы думаете, почему она красного цвета? (ответы) У нас в республике тоже есть своя Красная книга. Но случилась беда – злые духи похитили Красную книгу. Что же делать? Сможем мы ее отыскать?
- Добрые духи подсказали мне, что в вашей группе очень смелые, добрые, отзывчивые и умные дети, это правда? И они обязательно смогут помочь мне отыскать Красную книгу, чтобы вернуть ее хакасскому народу. Поможете?
- Злые духи спрятали книгу в тайном месте, попасть в которое, можно лишь пройдя ряд сложнейших испытаний. Вы готовы?
Тогда отправляемся в путь.
- Я сейчас спрошу у духов, где находится первое испытание (бьет в бубен).
- Духи, духи, подскажите,
Путь скорее укажите.
-Духи говорят, что первое задание находится в конверте синего цвета. Найдите его.
1 испытание
В конверте находятся карточки с изображением животных. Нужно найти карточки с изображением тех животных, которые живут в Хакасии и назвать их.
Заяц – русак
Живёт заяц – русак в полях и степях. Он ведёт сумеречный и ночной образ жизни. Совсем не боится воды и может купаться. Отдыхает заяц – русак в небольших ямках под поваленными деревьями и кустами. Для отдыха может использовать норы других животных. Рацион питания состоит из растительной пищи. В летнее время эти животные едят полевые культуры и траву. В зимнее время едят почки, ветки, кору деревьев и кустарников.
Бурый медведь
В настоящее время бурый медведь является самым крупным наземным хищником в мире. Рацион питания косолапых в основном состоит из растительной пищи. Это различные ягоды, орехи, корневища и клубни растений. Животные корма составляют различные насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, мелкие грызуны, рыбы и, конечно же, крупные копытные животные. К сожалению, этот вид медведей занесён в Красную книгу как животное, находящееся под угрозой исчезновения.
Марал
Дикое животное имеет благородный облик. Среди других оленей, составляющих род, это самый крупный экземпляр. В весеннее и летнее время марал питается зелёной травой. Осенью – сухую, засохшую и увядшую траву. А зимой маралы находят в снегу сухие стебли травы. Рябиновые побеги, хвоя, кора, веточки жимолости, малины, шиповника – вот основная пища марала с ноября – декабря по март. Численность этого вида оленей постоянно падает. Виной этому не только естественные причины, такие как поедание хищниками, малое количество пищи в снежные зимы, но и влияние человеческой деятельности.
Рысь
Это зверь из семейства кошачьих. Проще говоря – кошка. Рысь отдаёт предпочтение глухим тёмнохвойным лесам и тайге. Она отлично лазает по деревьям и скалам, хорошо плавает. Основу её рациона составляют зайцы-беляки. Также она постоянно охотится на птиц, мелких грызунов, реже – небольших копытных, вроде косули, оленя. Кроме того, рысь нападает на куропаток, рябчиков, лисиц, бобров, мелких грызунов, молодняк диких кабанов, лосей. Рысь – существо, которое трудно увидеть на свободе. Она охотится ранним утром и на исходе дня. Рыси считаются вредными хищниками, но в природе играют такую же роль, как и волки: они губят среди таёжных животных, главным образом, больных, слабых, неполноценных особей.
Умай - Вы справились с первым испытанием, и получаете волшебный ключ. А нам надо двигаться дальше (бьет в бубен).
Духи, духи, подскажите,
Путь скорее укажите.
- Духи говорят, что второе испытание находится в большом березовом туеске. Найдите его.
2 испытание
- Что изображено на карточках? Найдите изображения деревьев, которые растут в Хакасии, назовите их.
- Расскажите, что вы знаете о пользе этих деревьев?
Кедр: Славится кедровыми орешками. В посуде из кедра долго не скисает молоко.
Лиственница: Крепкая древесина, из которой строили мосты, плотины.
Пихта: Пихтовое масло используется, как лекарство.
Ель: В народе говорят, что древесина у нее звонкая. Поэтому не удивительно, что из нее делают музыкальные инструменты, игрушки, корзины, бумагу.
Умай- Вы молодцы, вы справились с заданием, и получаете второй ключ. Духи довольны вами! А сейчас я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Это старинная хакасская игра «Кто спрятался?»
Игра «Кто спрятался?»
- Вы танцуете, по сигналу отворачиваетесь, садитесь на корточки и закрываете глаза. Я кого-нибудь из вас прячу под платок, а вы должны угадать, кто же там спрятался.
В последний раз под платок прячется третий ключ от сундука.
- Как вы думаете, что можно открыть ключом?
Дети отвечают, предлагают варианты.
- Ребята, но у нас с вами три ключа. Мне кажется, что ими можно открыть какой-то особенный замок. Где же его найти?
- Мне духи подсказывают, что эти ключики от сундука, и что этот сундук где-то здесь. Давайте посмотрим, где он может находиться.
- Сундук нашли, на нём один замок, а у нас с вами три ключа. Что же делать? Необходимо найти тот ключик, которым мы сможем открыть сундук.
Подбор ключа к замку.
- Посмотрите, что здесь находится? Да это же Красная книга, которую мы с вами искали. Как же будет рад хакасский народ, что вы нашли ее.
- Молодцы ребята, вы нашли Красную книгу. А так же показали, как вы умеете работать дружно. А теперь давайте с вами поиграем ещё в одну игру «Что можно делать в лесу, а что нельзя», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете поднимать карточки зеленого или красного цветов. Красный цвет- цвет опасности, запрещающий знак светофора, значит нельзя, а зеленый- разрешающий, значит, можно.
Ломать деревья и ветки- красный
В лесу шуметь - красный
Ловить бабочек и насекомых - красный
Разорять муравейники - красный
Ходить только по тропинкам - зеленый
Ходить и топтать на лугах траву и цветы - красный
Разжигать костры в лесу - красный
Сажать деревья - зеленый
Беречь лес от пожара - зеленый
Оставлять мусор в лесу - красный
Беречь лес от пожара - зеленый
Собрать мусор в яму и закопать- зеленый
Рвать букеты цветов - красный
Кричать и включать громкую музыку в лесу - красный
Разорять птичьи гнёзда - красный
Разрушать грибницы – красный.
- Молодцы! Ребята,а вы знаете, что на праздниках хакасский народ загадывал желания и повязывал на березке цветные ленточки? Я предлагаю вам тоже загадать желания. Возьмитесь за концы ленточек и загадайте желание.
- Мы обращаемся к добрым духам – «Спасибо вам за помощь». Мы нашли Красную книгу и теперь вернем ее хакасскому народу. Просим духов исполнить наши заветные желания.
(повязать ленточки на макете березки)
- Ребята, а ведь духи меня не обманули. Вы и в самом деле смелые, добрые, отзывчивые и умные дети.
Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, палящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
(М. Дудин)