Шамсиева Зариет
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Эколята — защитники природы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Малыш» г. Моздока
Республики Северная Осетия-Алания
«Эколята-защитники природы».
экологическому воспитанию детей в старшей группе.
Воспитатель :
Публикация «Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе „Эколята — защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Шамсиева З. А.
г. Моздок,
2019
Задачи
Образовательные:
-расширять и систематизировать знания детей о природе;
-формировать интерес к проблеме охраны природы, закреплять у детей правила поведения в природе;
-актуализировать имеющиеся у детей знания о видах вреда природе и способах их уменьшениях;
-расширять и укреплять знания у детей о взаимосвязях мира природы и деятельности человека;
-закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, лиственных и хвойных деревьях, о глобусе, как о уменьшенной модели планета земля.
Развивающие:
-развивать у детей желания вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь, смекалку, сообразительность, творческие способности детей, делать выводы, умозаключения;
-способствовать установлению партнерских отношений между детьми.
Воспитательные :
-воспитывать заботливое отношение к природе, помочь детям осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, чуткое отношение ко всему живому;
-воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам.
Интеграция областей: социально - коммуникативное развитие, познавательно речевое, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.
Материал и оборудование: глобус, деревья, мусор (бутылки, пакеты, листья с разных деревьев для игры, птицы (муляжи птиц)
Методы и приемы: Приветствие, художественное слово, побуждающий диалог, игровая деятельность, использование ИКТ, релаксация, проблемная ситуация, сюрпризный момент, физ. минутка, анализ, подведение итогов.
Активизация словаря:
Хвойный, лиственный, смешанный лес, листья: липовые, кленовые, тополиные, дубовые, запрещающие знаки, макулатура, пластиковый, стеклянный, багряные краски, перелетные и зимующие птицы, берлога, дупло, нора, скворечник, кормушка, планета, глобус, земной шар, кислород.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдение за птицами на участке, ООД, чтение и заучивания худ. литературы по экологии, рассматривания иллюстраций, картин, плакатов, альбомов, беседы о жизни животных и растений в лесу, правилах поведения в природе, дидактические игры («Кто где живет?», «Кто лишний?», «Хорошо или плохо?», «Найди отличия», «Времена года», «Птицы», «Лес, луг, поле», «Разрезные картинки», «Дикие животные», загадывание загадок, игровые экологические ситуации, релаксация, изготовление родителями совместно с детьми подделок из природного и бросового материала, изготовления родителями кормушек и скворечников, просмотр мультфильмов.
Воспитатель с детьми входят в зал под музыку.
-Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуй милая земля! Здравствуйте мои друзья!
-Ребята как вы думаете – что такое природа? (солнце, вода, земля, воздух, небо, все животные, все растения).
-Для чего человеку природа? ( она дает все необходимое для жизни: одевает, кормит, дает воздух, греет лучами солнца, украшает нашу планету)
-Послушайте загадку:
«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает»
(лес)
Первый слайд (лес).
-Кто сможет описать природу леса? (в лесу много деревьев, цветов, кустарников, ягод, диких животных, речка).
-Я хочу вам предложить отправиться путешествовать в лес.
-Как вы думаете почему нужно по лесу идти спокойно смотря под ноги по тропинке (не затоптать ягоды, цветы, не споткнутся).
Звучит музыка (звуки леса, дети идут змейкой.
-«Возьмемся за руки друзья
И по тропе лесной
Отправится туда, где лес
Манит своей листвой».
-Ну вот мы с вами и в лесу, как здесь красиво, ребята какой воздух в лесу?
(чистый, свежий).
-Почему лесной воздух отличается от воздуха которым мы дышим в городе?
(в лесу много растений, они защищают нас от пыли, нет машин)
-Давайте вдохнем глоток свежего воздуха.
Дыхательная гимнастика.
-«Руки к солнцу подните поиграем в игру «С какого дерева лист». ( дети поднимают листочек и называют: кленовый, липовый, тополиный).
-Какой красивый у нас получится букет листьев, заберем его в детский сад и украсим группу.
-Сколько в лесу много деревьев. Вот растут елочки, а на них иголочки- хвоя. Как про эти деревья еще можно сказать? Они какие? (хвойные).
-А на этих деревьях растут листья, значит они какие? (лиственные).
-Если в лесу растут и хвойные деревья и лиственные, как этот лес будет называться? (смешанный).
-Много листочков опало на землю, давай
Вдруг из за елки выглядывает Лесная фея. (волшебная музыка).
Фея- Зачем пожаловали в наш лес, опять мусорить пришли!
Фея- Я, лесная фея и слежу за порядком, вот посмотрите что случилось. На этой поляне отдыхали люди. Насорили, разбросали мусор и нечего за собой не убрали.
Воспитатель- Да, ситуация плачевная, знаете ли вы о том, что каждый человек за один год выбрасывает грузовик мусора целый грузовик.
Фея- Я смотрю вы хорошие ребята, поможете мне навести порядок на полянке.
Воспитатель- А я знаю что мы сделаем с мусором (это все бумажные отходы, старые коробки из картона, газеты, бумажные пакеты). В другой пакет мы соберем пищевые отходы (огрызки, шкурки и т. д.). Из чего сделаны эти бутылки и банки (из стекла). Как используют пустые бутылки? (на заводе их моют, а потом в них опять что-нибудь разливают). А что мы сделаем из этих бутылок? (из пластиковых бутылок можно сделать кормушки для зимующих птиц).
Фея- Вот спасибо, теперь у нас на опушке чисто и уютно. Вы поработали, а теперь можно и поиграть.
Второй слайд. Прежде чем мы начнем игру давайте вспомним правила поведения в природе. (запрещающие знаки по экологии)
Не ломайте детки у деревьев ветки!
Каждая веточка для дерева деточка.
Если я сорву цветок, если все сорвем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Ты хотя еще ребенок, но ведь ты не поросенок,
На поляне не сори, за собой все убери.
Огонь в лесу не разводи, лес от пожара береги,
А коль развел, учти: перед уходом затуши!
Птичьих гнезд не разоряй, и другим не позволяй!
Не топчи грибы ногами хоть их много перед вами,
Гриб съедобный забирай, не съедобный оставляй!
Ни шумите в лесу, ребята, лесным жителям это не приятно!
Соблюдайте тишину, шум ни нужен никому.
Для ежиков и белок лес- это дом родной,
Поэтому не стоит их в город забирать собой.
-Ну а теперь поиграем. Я буду говорить свои действия, а вы определяйте хороший это поступок или нет, я поступаю правильно, делайте шаг вперед, если нет, назад.
«Если я приду в лесок, и сорву ромашку?
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Если я в лесу шумлю и кричу и пою?
Если палкой я не бью, никого я не ловлю?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
Если разведу костер и тушить не буду?
Если сильно насорю и убрать забуду?
Сделаю домик для скворца, подлечу бельчонка?
А зимой в большой мороз накормлю зайчонка?
Бабочку поймаю я и божью коровку?
Если отпускать не стану, а засуну их в коробку?
Если мусор уберу, банку закопаю?
Я люблю свою природу, я ей помогаю!»
Воспитатель- Ребята расскажите лесной фее какие вы знаете пословицы о лесе.
Рядом с лесом жить-голоду не быть; на лес не поднимай руку, он будет служить сыну и внуку; нет милей чудес, чем наш Русский лес.
Воспитатель-Давайте теперь отдохнем, Присаживайтесь на травку, закрывайте глазки, прислушайтесь к моему голосу.
Релаксация.
Осень- красивое время года, когда листья окрашиваются в золотистые цвета, лес покрывается в багряные, красные, желтые и оранжевые краски. Ветру шалуну нравится играть с деревьями, раскачивает он их, срывает с деревьев листья, листочки летят по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный ковер. Жители леса активно готовятся к зиме. Птицы в это время собираются в стаи и улетают в теплые края. Пока еще греет солнышко своими лучами, а речка бежит и радует слух свои журчанием.
Фея- Ребята, как вы думаете, зачем еще нужны деревья в лесу? (на деревьях птицы строят гнезда, белки дупло, под деревьями животные роют норы).
Третий слайд (найди диких животных и назови их домик).
-Посмотрите где кто живет. (медведь в берлоге, белка в дупле, Лиса в норе).
Воспитатель- Ребята, вы помните что птицы делятся на 2 группы? Те птицы которые на зиму улетают в теплые края, это? (перелетные). А птицы которые остаются зимовать, это? (зимующие).
Фонограмма голоса птиц. – Назовите каких птиц вы видите на деревьях
(ворона, сорока, воробей, дятел, сойка, синица, снегирь, сова, галка, голубь).
- А теперь Элен прочитает стихотворение, о том как она заботится о птицах.
«Каждый день когда встаем мы с сестрёнкою вдвоем,
Взял крупы и хлебных крошек, на крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших прилетают к нам друзей».
Фея благодарит, прощается и уходит.
-А теперь пора нам возвращаться в детский сад.
«Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда где сад
Манит домой, домой». (под музыку дети идут змейкой, садятся на стульчики)
-У нас все ребятки добрые, любят и берегут природу, а теперь они расскажут как заботятся о своих домашних питомцах. (меняются слайды с фото детей, а мамы рассказывают как их дети заботятся о своих питомцах, дети читают о них стихи).
Слайд четвертый (фото).
Ева-«С Жорой нашем попугаем ну никак тихоней быть
Он летает тут и там, совершает «Тара-рам»
Купим мы ему невесту, сразу он привыкнет к месту».
Слайд пятый (фото).
София-«Кто с котенком, кто с щенком, я гуляют с хомячком,
Умещается в лошадке, мой пушистый Хомка-крошка».
Артем-«Не машинку и не книжку и не плюшевого мишку,
Не смешную чебурашку, мне купили черепашку».
Слайд шестой (фото).
Диана-«Если киска потерялась, и на улице осталась,
Не легко придется киске, нет теперь у бедной миски,
Киску эту пожелаю, сердцем всем, душою всею,
Приглашу ее на ужин, он сейчас ей очень нужен».
Слайд седьмой (фото).
-«Чтобы рыбок разводить, нужно домик им купить,
Можно сделать из ракушек, рыбкам множество кормушек».
-Наши родители очень дружные, взялись вместе с детками и смастерили много кормушек, скворечник для нашего детского сада. Теперь птицы не останутся голодными.
Слайд восьмой «Птичья столовая» (фото с кормушками).
Воспитатель
«Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет,
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждет,
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая».
-Ребята, что такое глобус? (это модель, копия нашей планеты земля).
-Почему на глобусе так много голубого цвета (голубым обозначена вода, а на нашей планете много рек, морей, озер и океанов)
-Правильно, поэтому нашу планету называют голубой.
-Какой цвет еще цвет присутствует на глобусе и что он обозначает (зеленым цветом леса, коричневым горы, желтым пустыни).
-А вот я нашла глобус, он такой старый, темный, стерлись все его краски, самое главное что бы наша Земля не стала такой, если мы е будем ее оберегать и охранять. Давайте этот глобус приведем в порядок, вернем воду, сушу и украсим ее цветами. (родители с детьми украшают глобус и собирают из частей земной шар)
Дарина-«Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки,
Ты береги нас, береги».
Ярик-«В тревоги море и леса,
Роса на травах как слеза,
И тихо просят родники,
Ты береги нас, береги».
Захар-«Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки,
Ты береги нас, береги».
Софина-«Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек,
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас береги».
Вова-«Смотрю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы, сберегу,
Я все смогу, я все смогу».
-Земля, наш большой дом, в котором мы все живем, а хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Вы должны это помнить всегда. За то, что вы сегодня хорошо отвечали, дружно играли, за то что вы любите нашу природу награждаетесь