Олимпиада Давлетбаева
«Эффективный метод нравственно-патриотического воспитания — ознакомление с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Публикация «„Эффективный метод нравственно-патриотического воспитания — ознакомление с художественной литературой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи ознакомления детей с художественной литературой :
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способствовать понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значительно раньше. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируется гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», - писал В. Г. Белинский
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми знакомит его писатель. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует нравственные представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности этих произведений-миниатюр. Наконец, малыш слушает авторские сказки, стихи, рассказы.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.
И эстетические и особенно нравственно – патриотические представления дети должны вынести именно из художественных произведений.
Таким образом, художественная литература формирует нравственно – патриотические качества, нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
В этом году наша страна празднует большой юбилей 65-летие Великой Победы. По детскому саду была собрана библиотека книг, рассказов, стихов о Великой Отечественной Войне, о воинах-защитниках, о легендарных личностях нашей страны, о героях. Составлен список литературы, которую можно почитать дошкольникам. Эту литературу воспитатели читают детям на занятиях и в совместной деятельности. Данная экспозиция представлена в нашем музее.
К сожалению, сегодня подрастающее поколение отдает предпочтение компьютерным играм, Интернету, нежели художественной литературе. Куда интереснее сидеть и щелкать «мышкой», чем листать «скучные» книжные страницы… Но, к счастью, пока это исправимо. И мы воспитатели дошкольных учреждений можем решить эту проблему с самых ранних лет, прививая любовь к книге, интерес к художественному чтению.
История книги длится десятки веков, и перерыва в ней не предвидится. Задумаемся вместе над тем, что ответил американский писатель Гарри Гаррисон на вопрос о будущем книги, о том, сохранится ли она в ее нынешнем виде: «А что ей угрожает? Компьютеры?. Да это здорово: компьютерные игры, «Интернет»… Однако книга - совсем другое дело, у читателя с нею складываются глубоко личные отношения… Ведь что отличает человека от животного? Речь? Конечно, хотя примитивные ее формы есть у некоторых других видов. А вот письмом – речью, записанной на бумаге, никто, кроме человека, похвастаться не может. Так что читать и быть человеком – это одно и то же, и пока мы есть, будет и книга».
Литература.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2001. – 232 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения. Методические рекомендации для родителей по организации чтения дошкльникам в рамках программы «Из детства в отрочество». – М., 2000. – 106с.
4. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение. 1984. – 240 с.