Наталья Колесникова
Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования.
Публикация «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
С момента рождения обычно развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма.
Постановка физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности.
Основные задачи физического воспитания:
охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма
достижение полноценного физического развития: соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма,физической и умственной работоспособности
воспитание нравственно-волевых черт личности гармоничности телосложения, активности, самостоятельности
создание условий для целесообразной двигательной активности детей
формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ползания и лазанья,движений рук,ходьбы, бега, бросания, ловли и метания;прыжков, ног, туловища, головы; построений и перестроений
формирование большего круга игровых действий
развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей, общей выносливости, а также умения сохранять равновесие
содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия
формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах
воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
Утренняя гимнастика ежедневно целый год
Дыхательная гимнастика ежедневно целый год
Воздушные ванны перед сном, после сна
Гимнастика после сна ежедневно целый год
Точечный массаж в период эпидемий ОРЗ
Пальчиковая гимнастика 3 раза в неделю
Физкультурные занятия 3 раза в неделю
Проветривание ванны перед, после сна
Полоскание горла ежедневно.
Травами 1 раз в квартал по 10 дней
Витаминизация:напитки, соки,сиропы,витамины ежедневно
Профилактические прививки
Закаливание солнцем, водой в летний период
Подвижные игры ежедневно
Профилактика плоскостопия ежедневно
Профилактика осанки детей ежедневно
Прогулки в теплое время года
Физкультминутки ежедневно
Подвижные игры ежедневно
Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года.
Для более приятного и веселого качества организации утренней гимнастики использую музыкальное сопровождение. При звучании бодрой музыки, марша дети подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений группы.
Типы физкультурных занятий:
Классические (вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
Игровые (народные подвижные игры, игры – эстафеты, игры – аттракционы и т. д.);
Сюжетные (с определенным сюжетом);
Интегрированные занятия;
Занятия с элементами аэробики;
Занятия тренировочного типа (ходьба,строевые упражнения бег,, упражнения с мячом);
Контрольно – (диагностика).
В каждом возрастном периоде занятия имеют разную направленность.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке проводятся как со всеми детьми, так и с небольшими подгруппами. Важно, чтобы в течение дня каждый ребенок принял участие в организованной воспитателем подвижной игре.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида игровых ситуаций и программных задач.
Рекомендуется проводить 3 подвижные игры в течение прогулки. Само содержание игры должно сочетаться с предшествующей и следующей деятельностью детей. После спокойных занятий рекомендуются игры подвижного характера, организуемые в начале прогулки. После музыки и физкультуры целесообразны игры средней подвижности. Они проводятся в середине или конце прогулки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей).
амостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя. Содержание и продолжительность физическими упражнениями и играми определяются самими детьми. Характер этих игр зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.
Летние забавы на прогулках. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения. Игры-забавы – это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки)
Гимнастика после дневного сна
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Гимнастика игрового характера типа «Потягушки»;
Разминка пробуждения и комплекс упражнений;
Разминка пробуждения и самомассаж;
Ходьба по солевым и массажным дорожкам.
Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
В ДОУ ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка.
Система физкультурно – оздоровительной работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.