Ирина Спорыхина
Эффективность использования подвижных игр при проведении физкультурных занятий у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Спорыхина И. М.
В дошкольном возрасте основную функцию физического развития во все времена играли подвижные игры.
Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки).
Публикация «Эффективность использования подвижных игр при проведении физкультурных занятий у дошкольников» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Это помогает закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях.
Ярко выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.
Между участниками игры возникает взаимная обусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).
Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку.
Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того, игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств.
В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Подбирая игры на развитие силовых качеств, учитываю соблюдение общих дидактических принципов: постепенности, доступности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Примеры таких игр – «Охотники и зайцы», «Кто дальше бросит». На развитие быстроты: «Кто скорее проползет через обруч к флажку?», «Коршун и наседка», различные эстафеты. Подвижные игры, которые я применяю для развития выносливости – «Поймай лягушку», «Найди пару», «Сова», «Летчики» и другие.
В играх, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости. Для развития ловкости использую подвижные игры : «Мышеловка», «Парный бег» и др.
Применяя подвижные игры на физкультурных занятиях, использовала разнообразные методы и приё мы:
1. словесные – объяснение, беседа, художественное слово, вопросы, разбор, поощрение;
2. наглядные - показ, карточки-схемы, ИКТ (фото, видео, зрительные ориентиры;
3. практические – игра, моделирование, взаимопомощь.
Использовала принципы организации подвижных игр :
- осознанности и активности (осмысленное отношение к подвижным играм (надо знать правила игры, как выполнять основные движения, заложенные в игру).
- системности и последовательности (заключается в регулярности, планомерности проведения подвижных игр).
- повторения (только при многократных повторениях образуются двигательные динамические стереотипы).
- доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей и возможностей ребенка – превышение нагрузки может принести вред здоровью).
- постепенного усложнения (увеличение объема и интенсивности нагрузки).
- творческий характер развития (создание ребенком движений, двигательных образов, когда он выступает как субъект физической культуры).
Осуществляла варьирование подвижных игр разными способами:
- изменением сигнала ( со словесного на звуковой: хлопок, свисток, бубен);
- усложнением двигательного содержания;
- увеличением дозировки;
- изменением размещения игроков на площадке;
- изменением сигнала;
- проведение игры в нестандартных условиях.
- проведение спортивных праздников и развлечений.
Эффективное использование подвижных игр, формирует у детей потребность в систематических занятиях физической культурой.