Папки-передвижки

Взаимосвязь работы логопеда с родителями детей с ОНР

Людмила Мягкова
Взаимосвязь работы логопеда с родителями детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых отмечаются те или иные нарушения речи. Важнейшим условием формирования речи является наличие богатой речевой среды, в которой протекает жизнь ребенка. Именно в окружении взрослых, стимулирующих развитие ребенка, возникает речевое общение и потребность использовать речь как средство этого общения со сверстниками и взрослыми. Развитие речи у всех протекает по–разному. В то же время любое, даже самое небольшое отставание ребенка в речевом развитии относит его к группе риска. Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым. Ребенок сразу правильно произносить большинство звуков не умеет. Это, так называемый, физиологический период возрастного косноязычия.

Публикация «Взаимосвязь работы логопеда с родителями детей с ОНР» размещена в разделах

В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Каждый ребенок развивается индивидуально, но существует возрастная норма для развития речи. В первый год жизни у ребенка происходит накопление большого пассивного словарного запаса. Использует лепетные слова, подражает звукам взрослых, появляются слова из двух одинаковых слогов: мама, дядя. На втором году жизни ребенок понимает практически всю обращенную к нему речь. В активной речи использует около 50 слов, начинает строить предложения из 2-3 слов. В три года у ребенка словарный запас составляет 500 слов и выше, общается предложениями, состоящими из 3-х слов и более. Сам задает вопросы. В четыре года владеет словарем примерно из 1500 слов, начинает употреблять сложные предложения. Задает много вопросов, используя слова «Кто?» и «Почему?». В пять лет ребенок произносит практически правильно все звуки, правильно строит предложения из 5-6 слов, умеет пересказывать, считает до 10. В шесть лет ребенок произносит правильно все звуки, правильно строит предложения, без грамматических ошибок, умеет рассказывать и пересказывать.

Существует огромное количество причин нарушения речи детей, которые зависят от многих факторов. Вот некоторые из них:

1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата (нарушение строения, неразвитость, вялость мышц языка, мягкого неба, и как следствие их недостаточная подвижность являются причинами плохого произношения)

2. Состояние речевого дыхания (недостаточно развитая воздушная струя затрудняет произнесение взрывных звуков)

3. Развитие слуха (снижение слуха к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов).

4. развитие фонематического слуха, т. е. умение отличать одни речевые фонемы от других.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте закономерно и оправданно особенностями формирования детской речи. Но если у ребенка отсутствует речь, если он неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, пропускает слоги и звуки; если у него маленький словарный запас и ошибки в грамматическом оформлении речи, если он не умеет составлять предложения и рассказы к пятилетнему возрасту - то взрослые обязательно должны обратить на это внимание и проконсультироваться у логопеда.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстраненность от них, отсутствие элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании разобраться в сложном мире ребенка. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо и правильно разговаривал и быстро этому научился. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедической группе, так как помимо педагогических знаний родители должны уметь использовать специальные знания, которые могут применить дома при закреплении рекомендаций логопеда.

В настоящее время особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство.

В своей работе мы используем традиционные методы:

- еженедельные индивидуальные и групповые консультации

- ведение индивидуальных тетрадей для закрепления умений в домашних условиях

- открытые индивидуальные и фронтальные занятия с детьми

- родительские собрания

- мастер – класс

Но все эти мероприятия проводятся в нетрадиционной форме. Они включают в себя теорию и практику. Теоретическая часть проходит так: а консультациях я рассказываю об особенностях развития их детей, показываю правила выполнения артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, знакомлю с различными дидактическими играми на развитие фонематического восприятия и развитие лексико - грамматического строя языка. В домашних индивидуальных тетрадях рекомендую задания- тренировки на повторение и закрепление материала, усвоенного на занятиях по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, дидактические игры, На открытых занятиях демонстрирую свою работу с детьми и их приобретенные знания, умения и навыки.

Специальное обучение может быть эффективным лишь тогда, когда оно проводится планомерно и систематически. Мы составили годовой тематический план. Каждая лексическая тема изучается в течение одной недели. Воспитатель расширяет кругозор по теме, проводит предварительную работу. Часто используется экспериментальная деятельность и проблемные ситуации. Дети могут работать и в группах, выполнять совместно различные задания. Занятиям предшествует предварительная работа (экскурсии, наблюдения,опыты). Все занятия построены по определенной системе, закладывающей предпосылки для всестороннего развития личности ребенка. Материал лексической темы включается во все виды занятий (физкультурное, музыкальное, занятия по изодеятельности, математическое, а так же в режимные моменты.

В конце каждой темы проводятся итоговые занятия или развлечения. Они направлены на закрепление знаний, умение делать выводы и умозаключения и на развитие самостоятельной речи. Здесь мы широко привлекаем родителей, делаем их участниками учебно - образовательного процесса, начинается практика.

На практическую часть родители приглашаются вместе с ребенком. Вот некоторые фрагменты совместных занятий родителей и детей:

Разминочное упражнение «Найди ребенка по руке», психогимнастическое упражнение. Дает прекрасную возможность для обратной связи.

«Поводырь», упражнение дает детям возможность побыть а роли взрослого, взять на себя ответственность за родителей.

Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Работа по данной методике улучшает у дошкольника психические функции памяти, внимания, речи, мыслительных процессов, благотворно влияет на эмоциональное состояние, повышает усидчивость на занятиях, корректирует поведение детей.

Изучая тему «Семья», проводим упражнения, направленные на формирование ощущения единства с семьей. Родители к концу темы вместе с детьми составляют своеобразную презентацию, в которой используют фотографии, картинки, детские рисунки, рассказывают о себе и своей семье. В подготовительной группе создают герб семьи. Упражнение направлено на формирование ощущения единства со своим родом.

Тема «Лес. Грибы. Ягоды». Родители вместе с детьми делают поделки из природного материала, и в конце темы проводится выставка.

Тема «Животные», «Птицы» и др. Делают аппликации различными техниками, которые тоже выставляются в конце темы. Выполняют упражнения на развитие связной речи, слуховой памяти - «Составь рассказ- описание», «Составь загадку по схеме».

Тема: «Головные уборы», «Одежда» и др.

Организуется игра «Салон головных уборов», «Ателье», цель – формирование грамматического строя речи. Покупая вещи, дети и родители должны правильно дать описание предмета «Какой?» «Какая?» Отрабатываем образование относительных прилагательных.

- согласование с числительным (неизменяемые существительные) «Посчитай»

- образование множественного числа существительных «Один - много»

-образование существительных при помощи уменьшительно -_ласкательных суффиксов «Назови ласково»

- образование существительных в родительном падеже «Чего не стало?»

Тема «Цветы» поводили мастер - класс по изготовлению цветов техникой оригами.

Ко Дню Победы проводили совместное родительское собрание - встречу с ветераном войны с военными играми и солдатской кашей. Цель- формирование чувства патриотизма

Вся систематическая и комплексная коррекционно- развивающая работа, является важной предпосылкой для успешного обучения в школе, и, главное к жизни в современном обществе.

Результаты показывают, что в итоге дошкольники приобретают положительный опыт общения со сверстниками. Практика совместных занятий ребенок – родитель показала, что такие встречи ценны тем, что родители учатся сосредотачиваться на своем ребенке полностью. Не отвлекаются на мелочи, учатся принимать своего ребенка таким, какой он есть. Открывают в нем незамеченные ранее черты и качества. Кроме того, такие совместные мероприятия необходимы для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя важной и значимой личностью, был уверен в себе и не сомневался ни на мгновение в родительской, полной и безоговорочной любви к нему.

Только правильно построенная работа логопеда с родителями и выполнение родителями требований логопеда позволит исправить нарушения речи дошкольников быстрее и качественнее.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Положение о смотре-конкурсе «Огородная сказка» Утверждаю директор ГОУ ТО «Сс (к) нш - дс для детей с ограниченными возможностями здоровья» С. Д. Осипова «20» февраля 2013 г. ПОЛОЖЕНИЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь работы логопеда с родителями детей с ОНР
Опубликовано: 22 марта 2015 в 19:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь работы логопеда с родителями детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мягкова (УИ 314695) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД