Кузина Валентина
Экологическое образование дошкольников — взаимосвязь ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Особенность родителей как объекта экологическое образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определённое мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру (старая парадигма). Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии.
Публикация «Экологическое образование дошкольников — взаимосвязь ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В экологическом просвещении родителей, как в экологическом образовании в целом, выделяем направления:
1. Экологическое просвещение родителей:
Родительские собрания, экскурсии в лесотундру, в экологическую станцию, посещение зимнего сада ДОУ, консультации для родителей, анкетирование родителей.
2. Совместная деятельность с детьми.
Участие в походах, экскурсиях, в экологических праздниках, акциях, в проведении выставок работ из природного материала, фотовыставках, совместный уход за растениями и животными уголков природы, выполнение домашних заданий, создание коллекций природных материалов, календарей, подбор экспонатов для музея природы.
Содержание направлений взаимодействия с семьёй :
• Ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений и знаний, привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей познавательной активности.
• Показывать родителям ценность диалогического общения с ребёнком, открывающего возможность для познания окружающего мира; привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участие в деятельности семейных и родительских клубов любителей природы, подготовке концертных номеров для родительских собраний, досугов детей, способствующему развития свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
• Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка ситуациями, возникающими дома, на дороге, в лесу, у водоёма, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
• Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию в ДОУ.
• Объяснять родителям, как образ жизни воздействует на здоровье ребёнка. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребёнка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимые в детском саду.
• Ориентировать родителей на стимулирование двигательной активности ребёнка совместной спортивной образовательной деятельности (подвижные игры, походы в тундру, прогулки в парк).
• Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формирования взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда (уход за растениями и животными, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада).
• Показывать родителям ценность домашнего чтения книг о природе. Совместно с родителями проводить конкурсы, викторины, театральные мастерские, направленные на активное познание литературного наследия.
• Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения. (Выставки поделок из природного материала, образовательная деятельность в художественных студиях рисунка, живописи и т. д.). Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов.
• Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ (экологические праздники, развлечения).
Приучать детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Если ребёнок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желательных результатов добиться трудно.
Экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в ДОУ, которое во многом определяет образование ребёнка, и требует систематической и целенаправленной работы с учётом всех компонентов содержания.