Лара Нишкомаева
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в решении коррекционно-развивающих задач у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в решении коррекционно-развивающих задач у детей с ОВЗ посредством создания родительского клуба «Мы вместе»
Актуальность
Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон «Об образовании» и ФГОС ДО определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Актуальность использования родительского клуба, заключается в том, что эта форма взаимодействия является наиболее эффективным способ вовлечения семьи в работу специалиста детского сада. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с родителями воспитанников на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется, исходя из запросов родителей.
Гипотеза
Единая позиция учителя-логопеда и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия в повышении эффективности коррекционно-развивающего воздействия на дошкольников.
Эффективность коррекционно-развивающей работы с детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей.
Поэтому основной целью проекта является создание условий для повышения уровня компетентности родителей в вопросах коррекционно-развивающей и профилактической работы в речевом развитии дошкольников.
Предполагаемый результат
В соответствии с поставленными целями и задачами был определён предполагаемый результат проекта.
Членами клуба являются учитель-логопед, воспитанники и их родители (законные представители).
Принципы, на основе которых строилось учителя-логопеда общение и родителей : доброжелательный стиль общения педагога с родителями, корректность при общении с семьёй, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество.
I этап: Информационно-аналитический
Для построения эффективной работы с родителями дошкольников в ходе анкетирования и консультации были выявлены актуальные проблемы педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Изучены методические материалы, опыт работы по данной проблеме педагогов дошкольных организации города и в интернет ресурсах.
По результатам выявленных запросов родителей, была разработана методическая база (перспективно-тематический план, конспекты заседаний клуба, круглых столов, консультаций, НОД, определены направления работы клуба: консультативной и практической помощи родителям дошкольников.
II этап: Практической реализации
Было запланировано 6 занятий. Согласно разработанному перспективному плану занятия клуба проводились один раз в два месяца.
Первое занятие проходило в форме круглого стола и носило ознакомительный характер.
На втором занятии родители в непринужденной форме познакомились с разнообразием упражнений, направленных на развитие артикуляционного праксиса, и речевого дыхания. Выступая в роли детей, они выполнили эти упражнения, для повышения эффективности выполняемых заданий было использовано нетрадиционное оборудование (ложки, маленькие помпоны, бутылочки, трубочки, камешки). В конце семинара родители придумывали сказку «Весёлый язычок и его друзья» и, используя карточки, создавали к ней книжки-малышки для работы с детьми дома.
На следующем заседании клуба родителям была представлена совместная деятельность учителя-логопеда с детьми старшей группы. В процессе занятия родители воспитанников познакомились с различными формами работы над развитием фонематических процессов. Вместе с детьми родители знакомились со звуком и учились давать ему характеристику, определяли место звука в слоге, слове, делили слова на слоги и с помощью предложенных картинок составляли предложение и его схему. Хотелось бы отметить, что в завершении занятия родители проявили живой интерес в обсуждении увиденных форм и методов работы с дошкольниками.
Четвёртое заседание клуба проводилось в форме семинара - практикума «Пальчиками играем - речь развиваем», на котором родители ответили на ряд вопросов связанных с развитием мелкой моторики, вспомнили и назвали традиционные способы её развития. А также, узнали, как можно разнообразить свою деятельность, используя различные предметы, которые находятся у каждого дома (на кухне, и познакомились с технологией рисование бусами. В конце семинара-практикума родители обратили внимание, что тренировка тонких движений пальцев рук тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом. И пришли к выводу, что систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в коррекции и развитии речи дошкольников.
На апрель было запланировано очередное занятие - мастер-класс «Рисуем мыльными пузырями - развиваем речь», но в связи со сложившимися обстоятельствами родителям был предложен видеоролик в сети интернет: в группах нашего детского сада на одноклассниках и инстаграмм. Также во время самоизоляции совместно с воспитателем и по инициативе родителей был создан видеоролик «Любимые сказки, рассказы и стихи», в котором дошкольники рассказывали свои любимые произведения.
III этап: Результативный
Сочетая в своей работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно — педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно- логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.
Перспектива
Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду продолжать искать новые пути, формы и методы сотрудничества с родителями.