Карина Соляная
Опыт работы «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 р. п. Семибратово»
Выступление на РМО:
«Взаимодействие педагогов и родителей
в период адаптации детей раннего возраста
к условиям ДОУ»
Из опыта работы
воспитателя Соляной К. В.
2021г
Слайд 1.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Сегодня я решила затронуть вопрос адаптации детей их родителей. Эта тема была, и с каждым годом становится всё более актуальной. Ведь не секрет, что период привыкания ребёнка к дошкольному учреждению касается не только самого малыша, но и непосредственно всех его родных.
Слайд 2.
Для успешной адаптации необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. В этом возрасте ребенок уже пытается быть самостоятельным во всем, но при этом еще сохраняется тесная взаимосвязь со взрослым, ребенку необходима помощь и поощрения за его новые достижения.
Слайд 3.
Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Слайд 4.
Общение воспитателя и родителя будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах. А эта неизменная тема – дети. Безусловно, ведущая роль в организации общения принадлежит нам воспитателям.
Способность к социально-психологической адаптации не дана человеку от природы, так сказать, изначально. Сначала ребенок адаптируется к своим близким родным: матери, отцу, бабушке, сестре и т. д. Затем круг общения расширяется, появляются новые связи, увеличивается диапазон адаптации.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад и отношение к нему. Это зависит, прежде всего не только от педагога, от его умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе, но и родителя. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до прихода ребёнка в группу.
Детский сад – это первый вне семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которыми вступают в контакт дети и их родители.
Слайд 5.
Отсюда вытекают цель и задачи адаптационного периода.
Цель работы : развивать педагогическую компетентность родителей помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачи:
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
Слайд 6.
I этап - подготовительный.
Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций. Так же необходимо подготовиться к режиму группы, которую будет посещать ребенок.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап - в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
II этап - основной.
Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
III этап - заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон.
Слайд 7.
В своей работе я использую различные методы и формы взаимодействия с родителями и детьми в этот период, как традиционные, так и нетрадиционные, суть которых – обогатить родителей педагогическими знаниями, помочь им и ребёнку адаптироваться в детском саду.
Слайд 8.
Главное назначение бесед и консультаций – это уверенность родителей в том, что в детском саду они могут получить поддержку, помощь, совет. Использую я и «заочные» консультации, «SMS почта» и чат группы.
Я хочу с вами поделиться некоторыми формами работы с родителями.
Предлагаю вам образцы анкет, тест-игры,помогающие мне в работе. Вся информация под гиперссылками.
1. Первичная анкета для родителей «Давайте познакомимся» (очень полезна для знакомства с семьёй ребёнка и с самим ребёнком, а также даёт возможность родителям лишний раз вспомнить, что любит ребёнок и с кем он этим занимается и вообще немного задуматься о своей семье)
2. Анкета для родителей "Особенности общения родителей и детей в семье" (позволяет воспитателю узнать особенности общения родителей и детей в каждой семье)
3. Анкета для родителей «Как вы относитесь к своему ребёнку» (даёт возможность родителям задуматься о своём отношении к ребёнку)
4. Тест на выявление отношения родителей к воспитателю и детскому саду «Курочка и цыплята» ( результаты тестирования позволяют:
- выявить отношение родителей к воспитателю и к детскому саду, а также к ребёнку;
- выработать систему действий, направленных на укрепление детско-родительских отношений).
Этот тест может проводится раз в год, он помогает планировать работу с родителями.
6. Тест – игра: «Какой Вы родитель?»
7. Тест-игра: «Семейное дерево» (даёт возможность родителям увидеть, как выстраиваются отношения в семье, в том числе родителей и детей).
9 слайд.
Первые контакты с ребенком — контакты помощи и заботы. Он должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать его в этом новом для него месте.
В зависимости от уровня навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми определяются объем и содержание работы педагогического коллектива с родителями. Решающая роль в организации процесса адаптации детей принадлежит воспитателю. От того, найдет ли воспитатель подход к ребенку, сможет ли он понять желания, интересы и потребности малыша, организовать его жизнь в течение дня в новых для него условиях, зависят течение и длительность процесса адаптации.
10 слайд.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Уважаемые коллеги, желаю Вам успеха в выстраивании добрых отношений с родителями ваших воспитанников. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!
Спасибо за внимание!