галя соловцова
Взаимодействие педагогов и родителей через применение адвент-календаря
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования к роли родителей в воспитании детей возрастают. Задача дошкольного образовательного учреждения - изменить позицию родителей из позиции "сторонние наблюдатели" в позицию "активные участники". Придумать новые эффективные формы не такое уж легкое дело.
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей через применение адвент-календаря» размещена в разделах
- Адвент календарь. Календарь ожидания Нового Года
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Этот вывод особенно важен для системы дошкольного образования, где роль взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников выдвигается на передний план. От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства. Тем более сегодня, когда осуществляется переход на новую ступень образования — личностно - ориентированного взаимодействия, которое требует новых подходов, форм и методов совместной деятельности педагогов и родителей.
Однако реальная практика обнаруживает определенный консерватизм, ориентированность педагогов дошкольных образовательных учреждений на традиционные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников. Для большинства педагогов характерна недостаточно высокая активность в освоении и применении широкого арсенала методов и средств взаимодействия с родителями в соответствии с принятыми в рамках личностно - ориентированного подхода нормами и правилами поведения.
На сегодняшний день, можно сказать, стоит задача повсеместно, а у нас это задача детского сада - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями.
Инновация – пер. с англ. Обновление.
С точки зрения применения инновации в образовании - Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности.
Или: Инновация — это такое новшество или нововведение, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность.
Компетенция (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения:
1-ое: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
2-ое: Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.
Иновационные формы предполагают:
- активную позицию родителей,
- партнерство с педагогами,
- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям
- и применение в семейной среде, т. е. то, что приобретали.
Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.
Как донести до родителей то, что они должны делать по отношению к своим детям? Как сделать так, чтобы они поняли про свои обязанности, про свое место в обучении и воспитании детей?
В поисках новых форм работы мы обратили внимание на адвент- календарь и представляем свой вариант такого календаря.
Что такое адвент-календарь?
Он создается соответственно количеству дней, оставшихся до праздничной даты. В западных странах такой календарь приурочен Рождеству. В нашей стране большее внимание уделяется Новому году, поэтому родители готовят адвент-календари именно к этому празднику. Они предназначаются для детей, чтобы помочь им осознать, сколько времени осталось до праздников, и наполнить ожидание веселыми сюрпризами. Каждый день малыши получают маленькие, но такие приятные подарочки, и заодно учатся считать, развивают моторику, воображение, творческие способности.
Немножко истории
Первыми календари ожидания начали вести немцы-лютеране еще в начале 19 века. Они рисовали мелом на дверях или стене количество дней до Рождества, каждый день стирали или зачеркивали по одной дате. Некоторые семьи в преддверии праздника зажигали свечи, украшали свои дома картинками на библейскую тематику. А вот первый адвент-календарь для детей сделала мама маленького Герхарда Ланга, который просто замучил ее вопросами о том, когда же наступит Рождество. Женщина сделала для него картонный календарь с окошечками. Сын мог открыть только одно в день и забрать спрятанное за дверками маленькое печенье. Со временем мальчик вырос, устроился работать в типографию и в 1908 году распечатал календарь с 24 картинками, за которыми можно было спрятать сладости. Он запустил производство и постоянно совершенствовал свое изобретение. В общем, было создано около 30 вариантов календаря. Вторая мировая война приостановила выпуск, а после ее окончания дело продолжил Рихард Зелмер. Он и сделал такие календари популярными на весь мир. Сегодня мамочки могут купить готовые или же изготовить адвент-календарь своими руками.
Адвент- календарь- также возможность родителей принимать участие в жизни ребёнка в детском саду более активно, разделяя заботы и радости ожидания праздника.
Так как дети в саду находятся 5 дней в неделю, то выходные мы не включали в наш план, оставив их для свободных мероприятий, но с обсуждением после выходных. Мы сделали красочный стенд, подписали месяц «Апрель», разместили окошки с числами, названием недели и задание на эту неделю. Например : месяц апрель с 1-5неделя здоровья, с8-12 Путешествие в космос, с 15-19 книжная неделя, с22-30 неделя пожарной безопасности. К каждой неделе предложены на выбор родителей задания. Родители сами выбирают себе задание к любой неделе. В течение этой недели они выполняют это задание дома и приносят в детский сад. Требовать выполненного задания особо не приходится, так как дети, сами придя в детский сад, хотят рассказать, показать что они сделали дома. Тем самым мы видим результаты деятельности нашей с детьми и деятельности с родителями.
Таким образом, применение адвент календаря в нашей группе способствовало:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
Организация взаимодействия ДОУ и семьи через применение адвент календаряа представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.