Лучший педагог года Итоги 2024

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда по работе над зрительно-моторной координацией у детей с ТНР

Валерия Селина
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда по работе над зрительно-моторной координацией у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда по работе над зрительно-моторной координацией у детей с ТНР

Проблемы развития зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте интересовали многих отечественных и зарубежных ученых. Так, И. П. Павлов указывал на важность тренировки мелкой моторики для активизации работы коры больших полушарий и обеспечения развития «центров речи», что способствует интеллектуальному развитию. Исследования В. М. Бехтерева доказали, что обычные движения рук способны снять напряжение как с самих рук, так и с губ, снимая при этом умственную усталость. Работы М. М. Кольцовой выявили, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Зрительно – моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.

В зрительно-моторной координации можно выделить три компонента:

-Зрительное восприятие;

-Мелкая моторика;

-Зрительно-пространственная ориентация.

У детей с речевыми нарушениями при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Был проведен анализ диагностических данных детей (подготовительной к школе группы) который показал, что дети затрудняются при выполнении следующих заданий:

- артикуляционные упражнения;

- плохо ориентируются на листе бумаги (конечный результат не соответствует образцу);

- затрудняются передавать форму предметов;

- не сформированы количественные показатели (не могут соотнести количество точек на образце и в своем рисунке).

- общие движение детей характеризуется недостаточной четкостью и организованностью, дети неуверенно выполняют движения, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений;

- слабое развитие мелкой моторики.

Исходя из этого, мы разработали единое коррекционно-образовательное пространство в котором тесно взаимодействуют педагог-психолог и учитель-логопед по формированию зрительно-моторной координации у детей с ТНР. Была подобрана методическая литература по данной теме, дидактический материал, игры и игровые упражнения по развитию зрительно – моторных координации, которые мы применяем как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных.

Я как педагог-психолог применяю такие задания и игровые упражнения:

-Соедини по точкам

-Заплатки

- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

-Проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.

- Лабиринты

- Продолжение ряда, графические диктанты;

- Предметная деятельность: игры песком, с камнями

- Игры: Конструирование по заданному образцу (счетных палочек, мозаики, пазлы)

Учитель логопед в свою работу включает игровые упражнения целью которых является формирование зрительно-моторной координации:

- Гимнастика под музыку сопряженная артикуляционная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов).

- Картотека «Ладошки», «Рисуем двумя руками».

Кинезиологические упражнения:

1. «Маршировка»

2 «Колечко»

3 «Кулак – ребро — ладонь»

4 «Ухо – нос»

Задания для развития мелкой моторики:

- Складывание в коробочку «Гигантскими щипчиками» различных предметов правой и левой рукой;

- «Пальчиковый алфавит» - выкладывание знакомой буквы из палочек, горошин, пуговиц, лепка из пластилина, из конструктора, мягкой проволоки.

Таким образом, предложенные игры и игровые упражнения являются эффективным средством стимулирующим формированием общей и мелкой пальцевой моторики.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Индивидуальное коррекционное занятие «Одежда» по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника с нарушением зренияИндивидуальное коррекционное занятие «Одежда» по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника с нарушением зрения Индивидуальное коррекционное занятие по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника с нарушением зрения. Цель: формирование.

Индивидуальное занятие по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника подготовительной группы с нарушением зрения Индивидуальное занятие по развитию зрительно-моторной координации для дошкольника подготовительной группы с нарушением зрения. Задание 1.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда по работе над зрительно-моторной координацией у детей с ТНР
Опубликовано: 31 января 2025 в 07:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда по работе над зрительно-моторной координацией у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Селина (УИ 3457990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД