Валерия Селина
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда по работе над зрительно-моторной координацией у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда по работе над зрительно-моторной координацией у детей с ТНР
Проблемы развития зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте интересовали многих отечественных и зарубежных ученых. Так, И. П. Павлов указывал на важность тренировки мелкой моторики для активизации работы коры больших полушарий и обеспечения развития «центров речи», что способствует интеллектуальному развитию. Исследования В. М. Бехтерева доказали, что обычные движения рук способны снять напряжение как с самих рук, так и с губ, снимая при этом умственную усталость. Работы М. М. Кольцовой выявили, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.
Зрительно – моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.
В зрительно-моторной координации можно выделить три компонента:
-Зрительное восприятие;
-Мелкая моторика;
-Зрительно-пространственная ориентация.
У детей с речевыми нарушениями при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Был проведен анализ диагностических данных детей (подготовительной к школе группы) который показал, что дети затрудняются при выполнении следующих заданий:
- артикуляционные упражнения;
- плохо ориентируются на листе бумаги (конечный результат не соответствует образцу);
- затрудняются передавать форму предметов;
- не сформированы количественные показатели (не могут соотнести количество точек на образце и в своем рисунке).
- общие движение детей характеризуется недостаточной четкостью и организованностью, дети неуверенно выполняют движения, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений;
- слабое развитие мелкой моторики.
Исходя из этого, мы разработали единое коррекционно-образовательное пространство в котором тесно взаимодействуют педагог-психолог и учитель-логопед по формированию зрительно-моторной координации у детей с ТНР. Была подобрана методическая литература по данной теме, дидактический материал, игры и игровые упражнения по развитию зрительно – моторных координации, которые мы применяем как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных.
Я как педагог-психолог применяю такие задания и игровые упражнения:
-Соедини по точкам
-Заплатки
- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
-Проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.
- Лабиринты
- Продолжение ряда, графические диктанты;
- Предметная деятельность: игры песком, с камнями
- Игры: Конструирование по заданному образцу (счетных палочек, мозаики, пазлы)
Учитель логопед в свою работу включает игровые упражнения целью которых является формирование зрительно-моторной координации:
- Гимнастика под музыку сопряженная артикуляционная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов).
- Картотека «Ладошки», «Рисуем двумя руками».
Кинезиологические упражнения:
1. «Маршировка»
2 «Колечко»
3 «Кулак – ребро — ладонь»
4 «Ухо – нос»
Задания для развития мелкой моторики:
- Складывание в коробочку «Гигантскими щипчиками» различных предметов правой и левой рукой;
- «Пальчиковый алфавит» - выкладывание знакомой буквы из палочек, горошин, пуговиц, лепка из пластилина, из конструктора, мягкой проволоки.
Таким образом, предложенные игры и игровые упражнения являются эффективным средством стимулирующим формированием общей и мелкой пальцевой моторики.