МААМ-картинки

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе речевого развития детей (для педагогов)

Галина Павлова
Взаимодействие ДОО и семьи в процессе речевого развития детей (для педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе речевого развития детей (для педагогов)

Современная система образования, в том числе и дошкольного, претерпевает существенные преобразования. Изменения социального запроса общества к системе дошкольного образования, влияние непосредственных перемен в институтах семьи и многие другие факторы повлияли на формирование новой системы взаимодействия семьи и детского сада, которая в современных условиях должна обеспечить успешность такого сотрудничества.

Публикация «Взаимодействие ДОО и семьи в процессе речевого развития детей (для педагогов)» размещена в разделах

Выстраивание работы с семьёй на основе партнёрских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной воспитательно-образовательной работы.

Педагог играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами основные задачи в работе с родителями, т. е. :

- устанавливает партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создаёт атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышает психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;

- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и образовательных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- обучает родителей конкретным приёмам педагогической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе педагога с родителями и определяется рядом факторов:

- субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;

- общения с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;

- соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста;

- современным, деловым стилем одежды педагога.

Существует несколько принципов, в соответствии с которыми педагогу следует строить свой разговор с родителями.

1. Стремиться понять родителей, «Увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на неё.

2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, улавливать подтекст.

3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражения лица.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнёрских отношений.

5. Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчёркивать особенности дефекта того или иного ребёнка, если разговор идёт в присутствии нескольких родителей.

9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребёнка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины педагога могут быть непонятны родителям, далёким от педагогики, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к педагогу. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого педагога. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителями. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации, чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «Впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель не гость, а полноправный член команды ДОУ», педагог строит своё общение с родителями.

Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребёнка в группе. Проводя первичное анкетирование предложите сообщить, какое участие родители могут принять в организации жизни группы. Даже минимальная помощь, оказанная родителями, даёт им возможность почувствовать свою причастность к общим заботам.

В начале учебного года на традиционно проводимом родительском собрании педагог знакомит с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей по речевому развитию в данной группе. На этом собрании логопед, - формирует и стимулирует мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с их детьми.

В этих целях можно использовать следующие приё мы:

- разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы

- рассказ об итогах работы логопункта в предыдущие годы: большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи с использованием аудиокассет.

- подчёркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.

Эффективная форма выявления динамики развития ребёнка – систематическое проведение открытых занятий специалистами в присутствии родителей. Родитель имеет возможность наблюдать за своим ребёнком со стороны. За его успехами не на словах, а на деле. За достижениями сверстников и при необходимости сравнивать их, оценивать имеющие трудности.

В течении года педагог периодически планирует групповые встречи – занятия с родителями, присутствие которых на открытых просмотрах с последующим обсуждением является действенной формой обучения родителей. Виды занятий следует чередовать, чтобы за 2-3 года обучения продемонстрировать их разнообразие и эффективность.

Перед занятием педагог разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приёмы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников образовательного процесса. Вопросы педагога могут быть обращены и к родителям, и к ребёнку, что создаёт на занятии непринуждённую атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий.

Полезно объединить открытое занятие с консультацией. В зависимости от темы проводить её следует воспитателю или специалисту.

Популярностью у родителей пользуется, например: «Устный журнал» имеющий рубрику (страницы) : «Советы логопеда, Спрашивали – отвечаем, Это интересно знать и др. Растёт популярность «Педагогических гостиных» встречи в которых посвящаются наиболее актуальным проблемам педагогики.

Некоторая модернизация «родительских» уголков также стимулирует мотивацию родителей к педагогическим знаниям, если умело использовать специальные памятки, тематические консультации, домашнюю игротеку с каскадом игровых приёмов для речевого развития.

Не следует забывать о старых, традиционных формах работы с семьёй; если их умело сочетать с появляющимися новыми формами сотрудничества детский сад- семья. Становятся популярными клуб «Педагогика для всех» «Клуб педагогических дискуссий» на заседаниях, которых призывают: приходите, обращайтесь, ищите, спрашивайте, консультируйтесь.

Удачной находкой для согласования работы всех служб и родителей стали «информационные корзины», в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения и замечания. На основании этих записей каждая служба корректирует свою работу, и сделать выводы о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

Родительское собрание, проводимое в конце учебного года, подводит итоги воспитательно-образовательной работы. На него приглашаются все специалисты и учителя начальных классов, к которым дети поступят в начале учебного года.

Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьёй, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. На схеме приведены формы работы с родителями, способствующие формированию у детей правильной речи.

Т. О., основными задачами построения стратегий взаимодействия с родителями являются, создание в ДОУ и семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи (вторая группа раннего возраста)Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи (вторая группа раннего возраста) Сообщение «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи» Вторая группа раннего возраста Плюхина Татьяна Александровна Малыш –.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет)Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет) На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Правильно воспитывать здорового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОО и семьи в процессе речевого развития детей (для педагогов)
Опубликовано: 9 января 2022 в 15:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие ДОО и семьи в процессе речевого развития детей (для педагогов)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Павлова (УИ 803118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД