Галина Павлова
Взаимодействие ДОО и семьи в процессе речевого развития детей (для педагогов)
▼ Скачать
Взаимодействие ДОО и семьи в процессе речевого развития детей (для педагогов)
Современная система образования, в том числе и дошкольного, претерпевает существенные преобразования. Изменения социального запроса общества к системе дошкольного образования, влияние непосредственных перемен в институтах семьи и многие другие факторы повлияли на формирование новой системы взаимодействия семьи и детского сада, которая в современных условиях должна обеспечить успешность такого сотрудничества.
Публикация «Взаимодействие ДОО и семьи в процессе речевого развития детей (для педагогов)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Выстраивание работы с семьёй на основе партнёрских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной воспитательно-образовательной работы.
Педагог играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами основные задачи в работе с родителями, т. е. :
- устанавливает партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создаёт атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышает психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и образовательных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обучает родителей конкретным приёмам педагогической работы.
Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе педагога с родителями и определяется рядом факторов:
- субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;
- общения с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;
- соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста;
- современным, деловым стилем одежды педагога.
Существует несколько принципов, в соответствии с которыми педагогу следует строить свой разговор с родителями.
1. Стремиться понять родителей, «Увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на неё.
2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, улавливать подтекст.
3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражения лица.
4. Строить общение на основе диалога, равенства партнёрских отношений.
5. Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
7. Сохранять конфиденциальность информации.
8. Не подчёркивать особенности дефекта того или иного ребёнка, если разговор идёт в присутствии нескольких родителей.
9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребёнка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины педагога могут быть непонятны родителям, далёким от педагогики, и создадут барьер в общении.)
12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к педагогу. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого педагога. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителями. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации, чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.
Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «Впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель не гость, а полноправный член команды ДОУ», педагог строит своё общение с родителями.
Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребёнка в группе. Проводя первичное анкетирование предложите сообщить, какое участие родители могут принять в организации жизни группы. Даже минимальная помощь, оказанная родителями, даёт им возможность почувствовать свою причастность к общим заботам.
В начале учебного года на традиционно проводимом родительском собрании педагог знакомит с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей по речевому развитию в данной группе. На этом собрании логопед, - формирует и стимулирует мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с их детьми.
В этих целях можно использовать следующие приё мы:
- разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы
- рассказ об итогах работы логопункта в предыдущие годы: большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи с использованием аудиокассет.
- подчёркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.
Эффективная форма выявления динамики развития ребёнка – систематическое проведение открытых занятий специалистами в присутствии родителей. Родитель имеет возможность наблюдать за своим ребёнком со стороны. За его успехами не на словах, а на деле. За достижениями сверстников и при необходимости сравнивать их, оценивать имеющие трудности.
В течении года педагог периодически планирует групповые встречи – занятия с родителями, присутствие которых на открытых просмотрах с последующим обсуждением является действенной формой обучения родителей. Виды занятий следует чередовать, чтобы за 2-3 года обучения продемонстрировать их разнообразие и эффективность.
Перед занятием педагог разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приёмы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников образовательного процесса. Вопросы педагога могут быть обращены и к родителям, и к ребёнку, что создаёт на занятии непринуждённую атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий.
Полезно объединить открытое занятие с консультацией. В зависимости от темы проводить её следует воспитателю или специалисту.
Популярностью у родителей пользуется, например: «Устный журнал» имеющий рубрику (страницы) : «Советы логопеда, Спрашивали – отвечаем, Это интересно знать и др. Растёт популярность «Педагогических гостиных» встречи в которых посвящаются наиболее актуальным проблемам педагогики.
Некоторая модернизация «родительских» уголков также стимулирует мотивацию родителей к педагогическим знаниям, если умело использовать специальные памятки, тематические консультации, домашнюю игротеку с каскадом игровых приёмов для речевого развития.
Не следует забывать о старых, традиционных формах работы с семьёй; если их умело сочетать с появляющимися новыми формами сотрудничества детский сад- семья. Становятся популярными клуб «Педагогика для всех» «Клуб педагогических дискуссий» на заседаниях, которых призывают: приходите, обращайтесь, ищите, спрашивайте, консультируйтесь.
Удачной находкой для согласования работы всех служб и родителей стали «информационные корзины», в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения и замечания. На основании этих записей каждая служба корректирует свою работу, и сделать выводы о тех вопросах, которые беспокоят родителей.
Родительское собрание, проводимое в конце учебного года, подводит итоги воспитательно-образовательной работы. На него приглашаются все специалисты и учителя начальных классов, к которым дети поступят в начале учебного года.
Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьёй, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. На схеме приведены формы работы с родителями, способствующие формированию у детей правильной речи.
Т. О., основными задачами построения стратегий взаимодействия с родителями являются, создание в ДОУ и семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.