Марина
Взаимодействие детского сада и семьи. Психологическое здоровье ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.
Взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение «затормозить» свои желания применяют метод запретов. Но ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремится познать окружающее, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет» : «нельзя», «не разговаривай», «не ерзай».
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи, Психологическое здоровье ребенка в семье» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Процесс желания «действовать» - наталкивается на торможение процесса «активности». Если такие перегрузки повторяются часто,у ребенка может развиться невроз.
Если родительские запреты сопровождаются окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает или истеричность, крики, плач или замкнутость и агрессивность.
Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Можно временно лишить игрушек, сладостей и т. д. Если ребенок наказан, например отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.
Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих ситуаций.
Если же ребенку предстоит встреча с непонятным, но впечатляющими воздействиями (посещение зоопарка, то малыша необходимо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.
Неврозы возникают иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, что смотрит ребенок. В какие игры он играет. Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не в коем случае устрашающими.
Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях, к сожалению, телевизор включен целый день. А рядом играют дети и смотрят все подряд. Однако «что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного «голубого экрана», никому объяснять не надо.
Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи отца или матери.
У таких детей отмечается неуверенность в своих силах, ослабление воли, памяти, внимания, нарушение сна. Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.
Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать. Лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами «пожалуйста», «будь добр» .Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.
Родителям полезно помнить простую истину: Неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно вылечить.
А кто, как не вы. Родители лучше всего знаете своих детей. И не даром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.
Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него- это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.
Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят.
Мой призыв к вам: «Играйте с детьми - это замечательно оздоравливает отношения!»
Шутки и веселье рождают сердечность. Совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Спойте вместе детскую песенку, проговорите с ним детские считалки, постройте вместе домик из песка или конструктора, почитайте книжки. Послушайте диски с записями детских произведений. Посмотрите вместе с ребенком добрый фильм. Делайте все то, что способствует созданию у ребенка позитивных эмоций, интереса. Что благотворно влияет на психологическое состояние, откроет ему много интересного и доброго.
В нашем ДОУ проводился анализ состояния работы МБДОУ
детский сад №12 «Сказка» в рамках взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Дата проведения: март 2024 г.
В данном анкетировании участвовали родители (законные представители) всех возрастных групп в количестве 32 чел.
Рассмотрим результаты анкетирования.
Большинство опрошенных родителей (74%) обращают внимание на информацию, которая находится на стендах в раздевалках групп, 25 % - иногда обращают внимание, 1 % родителей не видят смысла на данную информацию смотреть.
По вопросу участия родителей в мероприятиях детского сада получились следующие данные: 27% родителей всегда принимают участие, 43% - часто, 27% - редко, 3% - никогда.
Считают необходимой совместную работу детского сада и семьи -79% родителей, 20 % - частично так думают, 1% не считает это необходимостью.
Источником получаемой информации по вопросам воспитания и развития детей для большинства родителей являются воспитатели и узкие специалисты ДОУ (83%, находят информацию в интернете – 43% опрошенных родителей, на сайте детского сада - 35 % респондентов, 21% - в литературе, 3% - у заведующего ДОУ. При ответе на этот вопрос родители выбирали несколько вариантов ответа.
По мнению большинства родителей наиболее интересными формами работы с семьей считаются совместные развлечения (праздники) для детей и родителей (73% ответов, также тематические родительские собрания (52%, участие в конкурсах, выставках (50%, буклеты, папки-передвижки (15%).
29% родителей часто заходят на сайт детского сада, 24% - не заходят, 47% редко заходят.
У 52% семей существуют семейные традиции: совместная деятельность, прогулки, выезд на природу, катание на коньках, путешествия, совместные ужины; 48% родителей не имеют традиций.
Некоторые родители, которые хотели бы рассмотреть следующие темы по воспитанию: «Как договориться с упрямцем?», «Самооценка у детей дошкольного возраста», «Поощрение и наказание дошкольника», «Как научить читать ребенка?».
Пожелания и предложения внесли 3% родителей: просьба изменить меню, больше времени отводить на игры, развивающие занятия.
ВЫВОД: Результаты анкетирования показали, что взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется на достаточно высоком уровне. Родители обращают внимание на представленную информацию в уголках для родителей, часто участвуют в мероприятиях ДОУ, интересуются у воспитателей и узких специалистов вопросами воспитания и развития детей.
Рекомендации педагогам:
- продолжать вести системную работу по совершенствованию системы взаимодействия ДОУ с семьей для обеспечения открытости и доступности о деятельности учреждения, совершенствовании условий для реализации основной общеобразовательной программы используя различные формы взаимодействия администрации ДОУ с родителями, в том числе электронный ресурс;
- привлекать родителей к совместным мероприятиям, посещению открытых дней в ДОУ, участию в совместных образовательных проектах, городских и всероссийских конкурсах среди детей дошкольников с целью демонстрации и обогащения педагогического опыта родителей в организации детских видов деятельности в условиях семьи и ДОУ;
- проектировать взаимодействие с семьями дошкольников, используя разнообразные формы работы с родителями, нетрадиционные формы информирования о жизни группы (выпуск газеты, почта одного дня, памятки и т. п.)
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия детского сада и семьи.
1. Обращаете ли Вы внимание на информацию, которая находится на стендах в раздевалке группы?
а) всегда; б) иногда;
в) не вижу смысла на них смотреть;
г) свой вариант ответа.
2. Как часто Вы принимаете участие в мероприятиях детского сада?
а) всегда б) часто в) редко г) никогда
3. Считаете ли Вы необходимой совместную работу детского сада и семьи?
а) да б) нет в) частично
4. Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то через какие источники информации?
а) у заведующего ДОУ;
б) у воспитателей, узких специалистов; в) на сайте детского сада;
г) в интернете; д) в литературе;
е) иное.
5. Какие формы работы с семьей Вы считаете наиболее интересными?
а) тематические родительские собрания;
б) индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка; в) совместные развлечения (праздники) для детей и родителей;
г) участие в конкурсах, выставках и т. п. ; д) буклеты, папки-передвижки;
е) свой вариант ответа.
6. Часто ли Вы заходите на сайт детского сада?
а) да б) нет в) редко г) затрудняюсь ответить
7. Есть ли в Вашей семье семейные традиции?
а) если да, то какие б) нет
8. Какие темы по воспитанию Вы хотели бы рассмотреть?
9. Ваши пожелания и предложения:
Спасибо!
Хотелось бы дать родителям следующие рекомендации, помогающие сохранить психическое здоровье ребенка :
1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть;
2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Контролируйте свое поведение;
3. Активно выслушивайте его переживания и потребности;
4. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним;
5. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется;
6. Помогайте, когда просит;
7. Поддерживайте успехи;
8. Делитесь своими чувствами;
9. Справедливо разрешайте конфликты;
10. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать Вашу любовь и ласку.
И тогда его психологическому здоровью ничего не угрожает!