МААМ-картинки

Опыт работы «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»

Юлия Петрухина
Опыт работы «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого

развития детей

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного

образования, поэтому с введением Федерального государственного стандарта

большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с

родителями.

Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом является

оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не

Публикация «Опыт работы „Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей“» размещена в разделах

только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и

философия взаимодействия : от «работы с родителями» до «сотрудничества».

В соответствии с этим родители должны быть активными участниками

образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того,

какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними

наблюдателями.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием

работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности.

Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь

наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и

родители будут действовать согласованно.

Я поставила целью своей работы : повышение уровня речевого развития

детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского

сада и семьи.

Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в

частности конкретными знаниями по методики развития речи.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их

внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с

детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более

последовательным и эффективным.

Задачи совместной работы :

создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки

ребенка;

обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;

повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной

компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности

по общему и речевому развитию дошкольников в семье;

выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе

скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;

целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их

подготовленности к воспитанию детей;

учитывать пожелания родителей, их предложения;

познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки

детей к школе.

Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я

использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:

групповые собрания;

индивидуальные беседы;

консультации;

анкетирование;

наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая

литература);

открытые занятия с детьми;

День открытых дверей;

приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;

совместные мероприятия: организация игротеки с родителями,

создание речевого альбома «Копилка слов», проведение викторины «В

гости сказка к нам пришла», изготовление лепбуков по лексическим

темам;

тренинги игрового взаимодействия;

фото- выставки, выставки рисунков,поделок изготовленных

совместнос -то с детьми дома, при этом чтобы ребенок мог рассказать о

рисунке или поделке, изготовление книжек-малышек. придумывание

сказок;

викторины, конкурсы;

проектная деятельность;

презентации;

На консультации «Речевое развитие детей старшего дошкольного

возраста» я познакомила родителей с тем, какие речевые навыки наиболее

характерны для старших дошкольников, а также, какие основные ошибки

встречаются в речи детей. Подготовила индивидуальные рекомендации для

родителей. Довела до их сведения, как развивается речь их ребенка, указала,

какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных

занятиях нуждается. Также родителям был предложен список литературы по

заинтересовавшим их вопросам.

Была организована игротека с родителями. Её цель — демонстрация,

полученных детьми, умений, представлений на игровом материале.

Родителей я познакомила с различными речевыми играми (игры на развитие

грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на

развитие речевой культуры и т. п.). Причём родители принимали активное

участие в игре с детьми.

Проводилась викторина «В гостях у сказки» целью, которой было

развитие у детей слухового внимания, творческого воображения,

интонационной выразительности речи в драматизациях. В викторине

принимали участие команда детей и команда родителей. Им предстояло

справиться с различными заданиями (отгадывание сказок; решение

сказочного кроссворда; сочинение сказки; проигрывание сказочного сюжета и

т. п.)

Родители активно участвовали в создании речевого альбома «Копилка

слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение,

закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического

значения слов. Дети с родителями должны были придумать красивые

(осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным

предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в

группе создавались альбомы, книжки.

Также вниманию родителей была представлена папка-передвижка «Я

дарю тебе словечко» целью, которой было обратить внимание родителей на

то, что эффективнее знания у детей усваиваются в бытовых ситуациях и в

игре. Также в папке была представлена подборка игр способствующих

речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

По моей рекомендации родители вводят в жизнь семьи игру «Я дарю тебе

словечко», цель — расширить словарь детей. Дети приносят в группу

подаренные слова и знакомят с ними своих друзей. Родители участвуют

в создании домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных

материалов и пособий.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами

и накопленную к концу дня усталость, я предлагаю «Игры на кухне».

Игровые упражнения для развития мелкой моторики. «Золушка». Вы

готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные

палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые

геометрические фигуры, предметы, узоры.

Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно

«вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка».

Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова

и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам

в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок

её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…

Игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из

яблок (яблочный, пирог из рыбы (рыбный, варенье из малины (малиновое)

и т. д. «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не

изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро). Задавайте

ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова.

Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались.

Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо

(колесо, посаги (сапоги и т. д.).

Подвижные игры.

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь

ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет

звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук,

книга…»

. «Игры с мячом» на образование новых слов «Сложные слова» если у

жиража длинная шея он какой, если у оленя длинные рога - ,у слона толстые

ноги то он-, и так далее.

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь

прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь

низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже

можно проводить игру на согласные звуки.

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют

специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для

развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его

проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала

проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество

детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах

познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный

интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя

в разработке и реализации проекта, родители становятся

непосредственными участниками воспитательно-образовательного

процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание

проектов определяются совместно с детьми и родителями на основе

определения актуальных задач развития детей конкретной группы,

детских интересов. Так, в проекте «Сказка в нашей семье» создавался

альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том,

как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова

и выражения в них встречаются. Проект «Чудо пальчики» позволил

родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для

речевого развития и активно включится в изготовление пособий для

тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество. Еще

проекты «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Машины на

дорогах», «Зимушка –зима" и могие другие направлены на закрепление

знаний по лексическим темам.

Обязательным условием реализации всех проектов является активизация

речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты

рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект

презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию

выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей

деятельности, радуются достижениям друг друга.

Так же эффективной формой взаимодействия стала работа по изготовлению

лепбуков, таких как «Обитатели морей и океанов». «Динозавры». «Весна»,

«Лето», «Комнатные растения», «Насекомые». «Домашние животные», папки

содержат игры на развитие речи, мышления,внимания, мелкой моторики.

Очень интересные и главное изготовлены детьми и родителями.

В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение

— два важных социальных института для развития ребенка. Без

родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней

мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в

результате применения современных форм взаимодействия позиция

родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а

активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам

говорить об эффективности использования современных форм в работе с

родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Литература:

1) Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного

образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №2.

2) Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. //

Дошкольное воспитание. 2004. №1.

3) Дубровина В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия

детского сада и семьи : учебное пособие, Минск, 1991

4) Зверева О. Л., Ганичева А. Н. семейная педагогика и домашнее

воспитания. М. : Academia, 2000.

5)Козырева Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до

5лет. Ярославль:Академия развития 2001

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детейВзаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Взаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время годаВзаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время года Одно из приоритетных направлений в работе дошкольных учреждениях с внедрением ФГОСТ дошкольного образования,является взаимодействие детского.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет)Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет) На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Правильно воспитывать здорового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»
Опубликовано: 30 ноября 2020 в 21:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Петрухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД