Галина Завалишина
Конспект НОД «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вспомним русские обычаи,вспомним нашу старину.»
Составила воспитатель : Завалишина Г. М.
. МК ДОУ№16 г. Ефремов.
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными обрядами и бытом. Вызвать интерес к традиционной русской народной культуре. /музыке, играм, хороводам/.
Программные задачи образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие:
Публикация «Конспект НОД „Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!“» размещена в разделах
Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству.
Привлечь внимание к живому русскому слову.
Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие:
Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинным русским традициям.
Речевое развитие:
Развивать связную речь, память, мышление. Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, ухват.
Прилагательными: колыбельная, старинная.
Художественно-эстетическое развитие:
Упражнять в нетрадиционной технике рисования/роспись пером/.
Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности
Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Предметы русского быта для оформления «Русской горницы»/печь, прялка, чугунок, рушник, ухват, посуда/.
Дети в русских костюмах.
Кукла-малыш, Уголёк, зёрнышки, монетка, таз с водой, колыбелька.
Заготовки из солёного теста «оберег», перо, палитра с гуашью.
Дети под русскую народную мелодию входят в группу.
1реб. Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас!
Восп. Очень часто за событиями и сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
2реб. И хоть более привычны
Нам полёты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Все вместе: «Ведь где обычаи чтут, там люди весело живут».
3реб. Вам, как издавна ведётся,
Низкий шлём земной поклон.
Вас радушием встречаем,
Хлебом с солью угощаем.
Сей обычай соблюдите,
По кусочку отломите!
1 часть. Мотивация.
Восп-ль обращает внимание на детей: одетых в русские национальные костюмы.
-Посмотрите у нас гости!
Дети одетые в р. н. к. : «Здравствуйте люди добрые! Низкий вам поклон!
Вос. -ль : -Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по-особенному. Как вы думаете, почему они так одеты?
/ответы детей/
Вос. -ль :-Ребята, наши гости одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся? Когда-то наша страна называлась Русь. И одевались на Руси как и наши гости : в красное. Красное – значит красивое. И говорили не «здравствуйте», а «низкий вам поклон». Приветствовали друг друга низко кланяясь в пояс.
/ Дети здороваются с гостями : «Низкий вам поклон. /
Давайте познакомимся с нашими гостями и обратимся к ним так, как обращались на Руси : Как звать тебя, красна – девица /добрый молодец/ ?
/обращение детей/.
Гости-дети: меня зовут Алёнушка!
Меня зовут Иванушка!
Словесная игра: «Колечко»./кому колечко упадёт, тот своё имя ласково назовёт /
Вос. -ль: Ребята, давайте поедим в гости в старинную русскую деревню.
/ответы детей/
- В старину, на Руси не было машин и самолётов. На чём же тогда передвигались люди?
/ответы детей/. Раздаётся звук колокольчика.
Вос. -ль. Слышите! Что же это?
/Рассматривается иллюстрация «Мчится тройка удалая». Да, раньше люди передвигались на лошадях : верхом, в повозках, на русской Тройке. Одевали лошадям расписную дугу, украшали цветными лентами, кистям. Скачет Тройка по дороге,далеко слышен нежный звон колокольчика и радовал людей своим переливом!
Подвижная игра: «В гости к бабушке на Тройке». / «Тройка мчится, Тройка скачет, вьётся пыль из-под копыт. Колокольчик звонко плачет и хохочет, и визжит.»/
Воспитатель надевает шаль. Дети входят в избу.
Вос. -ль. - Вот мы и пришли. Я, хозяйка этой избы. Низкий поклон вам, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Изба у меня небольшая, да красивая какая.
На убранство поглядите, да про всё мне расскажите.
/Воспитатель обращает внимание детей на печь/
-Что это?/ответы детей/.
- Как вы думаете для чего печь в избе нужна?/ответы детей/
Вос. -ль: Печь в избе занимала самое большое место в доме. Она самая главная! Печь не даёт замёрзнуть, да и голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печи спали.
Ой, ты печка –сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
В дом богатство принеси!
/Воспитатель показывает на чугунок/
Дети: Это чугунок.
Вос. -ль: Для чего нужен чугунок?
Дети: Щи, кашу варить.
Вос. -ль: Печь горяч, огонь пышит. Как поставить туда чугунок?
/ответы детей/
Вос. -ль: А ставили в горячую печь чугунок ухватом. /показать, как держали ухватом чугунок/
Вос. -ль показывает на лапти: Что это?
Дети: Лапти.
Вос. -ль: Для чего нужны лапти?
Дети: Их обували на ноги.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу.
Вос. -ль Посмотрите какая посуда на столе?
Дети: Из глины- глиняная, из дерева- деревянная.
Вос. -ль: Чудо-мастера посуду диковинными узорами и цветами расписывали.
Вос. -ль: А вот прялка. Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится.
Сверху кладётся овечья шерсть. Крутится колесо и превращается шерсть в нитку. Наматывается нить на веретено, а из ниток вязали носки, варежки, шали. А ещё вышивали красивые рушники. Я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?
Словесная игра: «Старинное словечко». /изба-дом, горница-комната,чугунок-касрюля,рушник-полотенце,очи-глаза,лапти-сапоги/.
/раздаётся плач ребёнка/.
Вос. -ль: Кто это плачет?/воспитатель достаёт из колыбели куклу, качает и малыш успокаивается/. Ребёнок только родился и родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем ребёночку, но только имя должно быть старинное, русское.
/дети предлагают имена, выбрать одно имя, например Иван/.
Вос. -ль: Пока ребёнок маленький, все его будут ласково называть. Как можно ласково назвать Иван?
Дети: Иванушка.
Вос. -ль: Когда он вырастет его будут называть Иваном. Вы растёте, и имя ваше растёт. А как вырастет ваше имя? Как будут вас называть, когда вы станете большими.
Дети: Миша-Михаил,Илюша-Илья, Серёжа-Сергей, Ванюша-Иван.
Вос. -ль: Каждое имя имеет своё значение. Имя Иван обозначает- «бог даровал». Родители очень ждали этого малыша, радовались и были счастливы когда он родился. Здесь для Иванушки приготовлены предметы: уголёк, зёрнышки. Монетка.
/рассказ воспитателя о том, зачем эти предметы младенцу/
-Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда купали в первый раз. Давайте и мы искупаем Ванюшу и будем класть эти предметы.
Ребёнок кладёт уголёк.
Вос. -ль:Когда клали уголё к говорил: «Привыкай к домашнему теплу»./дети хором повторяют/.
Ребёнок кладёт зёрнышко.
Вос. -ль: Когда клали зёрнышко, говорили: «Будь всегда сыт»./дети хором повторяют/
Ребёнок кладёт монетку.
Вос. -ль: Когда клали монетку говорили : «Будь всегда богат.»/дети хором повторяют/.
Вос. -ль:А теперь давайте искупаем Ванюшку и вспомним потешку :
Мы по воду ходили, воды приносили.
Мыли-мыли, мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна вся черным-черна.
Вос. -ль:А теперь вытрем малыша, при этом будем приговаривать :
«Вытирай-ка малыша умело. Будет чистеньким малыш, вырастет у нас крепыш».
Помыли, вытерли Ванюшку. Что надо делать?
/ответы детей/
Вос. -ль: Когда одевали, пеленали ребёнка, то родители приговаривали: «Расти малыш хорошо, будь похож на отца с матерью. Трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается»./дети повторяют/.
Вос. -ль: Одели мы нашего Ванюшу, а теперь будем спать укладывать. Куда клали ребёночка спать?
Дети : Колыбель, люлька.
Вос. -ль: В старину колыбель подвешивали к потолку избы, чтобы ребёночка в колыбели можно было качать в разные стороны.
-Алёнушка, спой колыбельную для малыша. /поёт/.
Вос. -ль: В давние времена взрослые устраивали в день рождения ребёнка праздник, где играли в русские народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Золотые ворота».
/Дети играют/
Вос. -ль: Вот так проходил первый День рождения ребёнка на Руси. И пока в свой День рождения малыш спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки: кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы сделаем подарки для Ванюши – не простой подарок, а оберег. Оберег – это предмет, который защищал и охранял людей от бед. /дети повторяют слово «оберег»/
Воспитатель показывает готовый,расписанный оберег. Обращает внимание на узоры, из каких элементов он состоит.
Дети: Точки, волнистые линии, листочки.
Вос. -ль: Дети, мы с вами в русской избе, и расписывать будем по старинным русским обычаям : пером.
/Самостоятельная деятельность детей/.
Вос. -ль:А теперь давайте подарим Иванушке сделанные вами обереги. Пусть каждый из вас пожелает ему что-нибудь.
Дети: «Никогда не болей, будь здоров. Расти сильным, смелым, крепким. Да удалым. Слушай отца-батюшку, да родную матушку. Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди. Живи-поживай, да добра наживай».
Вос. -ль: Дети, давайте пожелания подарим нашим гостям: «Будьте здоровы, живите богато. Будьте в дому, как оладушек в меду».
Итог: Дети, мы с вами побывали в гостях в русской избе. Вам было интересно? Если было интересно, то возьмите красные фишки, если нет, то синие.
Вот сколько нового узнали о русских традициях. Спасибо вам, ребята, за старания и работу.
Воспитатель обращается к гостям: «Гостю рады дважды: когда встречают и когда провожают. Доброго пути Вам, гости дорогие!».
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» (Детсво - Пресс, 2010г.)
2. ТихоноваМ. В., СмирноваН. С. «Красна изба : знакомим детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом.»(СПб,2004г.)
3. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитание детей.» ( М: Пед. общество России, 2000г.)
Конспект НОД на тему :
«Вспомним русские обычаи,вспомним нашу старину.»
Составила воспитатель : Завалишина Г. М.
. МК ДОУ№16 г. Ефремов.
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными обрядами и бытом. Вызвать интерес к традиционной русской народной культуре. /музыке, играм, хороводам/.
Программные задачи образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству.
Привлечь внимание к живому русскому слову.
Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие:
Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинным русским традициям.
Речевое развитие:
Развивать связную речь, память, мышление. Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, ухват.
Прилагательными: колыбельная, старинная.
Художественно-эстетическое развитие:
Упражнять в нетрадиционной технике рисования/роспись пером/.
Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности
Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Предметы русского быта для оформления «Русской горницы»/печь, прялка, чугунок, рушник, ухват, посуда/.
Дети в русских костюмах.
Кукла-малыш, Уголёк, зёрнышки, монетка, таз с водой, колыбелька.
Заготовки из солёного теста «оберег», перо, палитра с гуашью.
Дети под русскую народную мелодию входят в группу.
1реб. Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас!
Восп. Очень часто за событиями и сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
2реб. И хоть более привычны
Нам полёты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Все вместе: «Ведь где обычаи чтут, там люди весело живут».
3реб. Вам, как издавна ведётся,
Низкий шлём земной поклон.
Вас радушием встречаем,
Хлебом с солью угощаем.
Сей обычай соблюдите,
По кусочку отломите!
1 часть. Мотивация.
Восп-ль обращает внимание на детей: одетых в русские национальные костюмы.
-Посмотрите у нас гости!
Дети одетые в р. н. к. : «Здравствуйте люди добрые! Низкий вам поклон!
Вос. -ль : -Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по-особенному. Как вы думаете, почему они так одеты?
/ответы детей/
Вос. -ль :-Ребята, наши гости одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся? Когда-то наша страна называлась Русь. И одевались на Руси как и наши гости : в красное. Красное – значит красивое. И говорили не «здравствуйте», а «низкий вам поклон». Приветствовали друг друга низко кланяясь в пояс.
/ Дети здороваются с гостями : «Низкий вам поклон. /
Давайте познакомимся с нашими гостями и обратимся к ним так, как обращались на Руси : Как звать тебя, красна – девица /добрый молодец/ ?
/обращение детей/.
Гости-дети: меня зовут Алёнушка!
Меня зовут Иванушка!
Словесная игра: «Колечко»./кому колечко упадёт, тот своё имя ласково назовёт /
Вос. -ль: Ребята, давайте поедим в гости в старинную русскую деревню.
/ответы детей/
- В старину, на Руси не было машин и самолётов. На чём же тогда передвигались люди?
/ответы детей/. Раздаётся звук колокольчика.
Вос. -ль. Слышите! Что же это?
/Рассматривается иллюстрация «Мчится тройка удалая». Да, раньше люди передвигались на лошадях : верхом, в повозках, на русской Тройке. Одевали лошадям расписную дугу, украшали цветными лентами, кистям. Скачет Тройка по дороге,далеко слышен нежный звон колокольчика и радовал людей своим переливом!
Подвижная игра: «В гости к бабушке на Тройке». / «Тройка мчится, Тройка скачет, вьётся пыль из-под копыт. Колокольчик звонко плачет и хохочет, и визжит.»/
Воспитатель надевает шаль. Дети входят в избу.
Вос. -ль. - Вот мы и пришли. Я, хозяйка этой избы. Низкий поклон вам, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Изба у меня небольшая, да красивая какая.
На убранство поглядите, да про всё мне расскажите.
/Воспитатель обращает внимание детей на печь/
-Что это?/ответы детей/.
- Как вы думаете для чего печь в избе нужна?/ответы детей/
Вос. -ль: Печь в избе занимала самое большое место в доме. Она самая главная! Печь не даёт замёрзнуть, да и голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печи спали.
Ой, ты печка –сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
В дом богатство принеси!
/Воспитатель показывает на чугунок/
Дети: Это чугунок.
Вос. -ль: Для чего нужен чугунок?
Дети: Щи, кашу варить.
Вос. -ль: Печь горяч, огонь пышит. Как поставить туда чугунок?
/ответы детей/
Вос. -ль: А ставили в горячую печь чугунок ухватом. /показать, как держали ухватом чугунок/
Вос. -ль показывает на лапти: Что это?
Дети: Лапти.
Вос. -ль: Для чего нужны лапти?
Дети: Их обували на ноги.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу.
Вос. -ль Посмотрите какая посуда на столе?
Дети: Из глины- глиняная, из дерева- деревянная.
Вос. -ль: Чудо-мастера посуду диковинными узорами и цветами расписывали.
Вос. -ль: А вот прялка. Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится.
Сверху кладётся овечья шерсть. Крутится колесо и превращается шерсть в нитку. Наматывается нить на веретено, а из ниток вязали носки, варежки, шали. А ещё вышивали красивые рушники. Я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?
Словесная игра: «Старинное словечко». /изба-дом, горница-комната,чугунок-касрюля,рушник-полотенце,очи-глаза,лапти-сапоги/.
/раздаётся плач ребёнка/.
Вос. -ль: Кто это плачет?/воспитатель достаёт из колыбели куклу, качает и малыш успокаивается/. Ребёнок только родился и родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем ребёночку, но только имя должно быть старинное, русское.
/дети предлагают имена, выбрать одно имя, например Иван/.
Вос. -ль: Пока ребёнок маленький, все его будут ласково называть. Как можно ласково назвать Иван?
Дети: Иванушка.
Вос. -ль: Когда он вырастет его будут называть Иваном. Вы растёте, и имя ваше растёт. А как вырастет ваше имя? Как будут вас называть, когда вы станете большими.
Дети: Миша-Михаил,Илюша-Илья, Серёжа-Сергей, Ванюша-Иван.
Вос. -ль: Каждое имя имеет своё значение. Имя Иван обозначает- «бог даровал». Родители очень ждали этого малыша, радовались и были счастливы когда он родился. Здесь для Иванушки приготовлены предметы: уголёк, зёрнышки. Монетка.
/рассказ воспитателя о том, зачем эти предметы младенцу/
-Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда купали в первый раз. Давайте и мы искупаем Ванюшу и будем класть эти предметы.
Ребёнок кладёт уголёк.
Вос. -ль:Когда клали уголё к говорил: «Привыкай к домашнему теплу»./дети хором повторяют/.
Ребёнок кладёт зёрнышко.
Вос. -ль: Когда клали зёрнышко, говорили: «Будь всегда сыт»./дети хором повторяют/
Ребёнок кладёт монетку.
Вос. -ль: Когда клали монетку говорили : «Будь всегда богат.»/дети хором повторяют/.
Вос. -ль:А теперь давайте искупаем Ванюшку и вспомним потешку :
Мы по воду ходили, воды приносили.
Мыли-мыли, мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна вся черным-черна.
Вос. -ль:А теперь вытрем малыша, при этом будем приговаривать :
«Вытирай-ка малыша умело. Будет чистеньким малыш, вырастет у нас крепыш».
Помыли, вытерли Ванюшку. Что надо делать?
/ответы детей/
Вос. -ль: Когда одевали, пеленали ребёнка, то родители приговаривали: «Расти малыш хорошо, будь похож на отца с матерью. Трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается»./дети повторяют/.
Вос. -ль: Одели мы нашего Ванюшу, а теперь будем спать укладывать. Куда клали ребёночка спать?
Дети : Колыбель, люлька.
Вос. -ль: В старину колыбель подвешивали к потолку избы, чтобы ребёночка в колыбели можно было качать в разные стороны.
-Алёнушка, спой колыбельную для малыша. /поёт/.
Вос. -ль: В давние времена взрослые устраивали в день рождения ребёнка праздник, где играли в русские народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Золотые ворота».
/Дети играют/
Вос. -ль: Вот так проходил первый День рождения ребёнка на Руси. И пока в свой День рождения малыш спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки: кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы сделаем подарки для Ванюши – не простой подарок, а оберег. Оберег – это предмет, который защищал и охранял людей от бед. /дети повторяют слово «оберег»/
Воспитатель показывает готовый,расписанный оберег. Обращает внимание на узоры, из каких элементов он состоит.
Дети: Точки, волнистые линии, листочки.
Вос. -ль: Дети, мы с вами в русской избе, и расписывать будем по старинным русским обычаям : пером.
/Самостоятельная деятельность детей/.
Вос. -ль:А теперь давайте подарим Иванушке сделанные вами обереги. Пусть каждый из вас пожелает ему что-нибудь.
Дети: «Никогда не болей, будь здоров. Расти сильным, смелым, крепким. Да удалым. Слушай отца-батюшку, да родную матушку. Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди. Живи-поживай, да добра наживай».
Вос. -ль: Дети, давайте пожелания подарим нашим гостям: «Будьте здоровы, живите богато. Будьте в дому, как оладушек в меду».
Итог: Дети, мы с вами побывали в гостях в русской избе. Вам было интересно? Если было интересно, то возьмите красные фишки, если нет, то синие.
Вот сколько нового узнали о русских традициях. Спасибо вам, ребята, за старания и работу.
Воспитатель обращается к гостям: «Гостю рады дважды: когда встречают и когда провожают. Доброго пути Вам, гости дорогие!».
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» (Детсво - Пресс, 2010г.)
2. ТихоноваМ. В., СмирноваН. С. «Красна изба : знакомим детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом.»(СПб,2004г.)
3. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитание детей.» ( М: Пед. общество России, 2000г.)
4. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры для детей
дошкольного возраста.» ( М: Айрис-пресс 2003г.)
5. Ю. Т. Круглов «Русское народное поэтическое творчество». СПб. ,1993г.