Людмила Клименко
Консультация для родителей «Всей семьёй выполняем задания логопеда»
▼ Скачать
Коррекция речевых недостатков предполагает тесную взаимосвязь логопеда и родителей. От ответственного отношения родителей к занятиям напрямую зависит успех логопедической работы. Иногда родители жалуются, что дети дома не хотят заниматься. Конечно, ребёнку бывает скучно и неинтересно просто повторять слова и предложения, заучивать стихи и рассказы. Но можно так построить коррекционную работу дома, чтобы это было весело и интересно. Для этого нужно, чтобы ребёнок был не учеником, который выполняет задания учителя-родителя, а участником совместной игры под девизом «Мама, папа, я – логопедическая семья». Отрабатывая упражнения артикуляционной гимнастики, автоматизируя звуки, закрепляя какую-либо речевую тему, вся семья выполняет игровые задания, устраивает конкурсы, в которых победитель получает приз, а проигравший может выполнить какое-то заранее обговоренное весёлое задание (спеть, станцевать, попрыгать и др.). Совместные игры будут способствовать созданию благополучной обстановки в семье, укреплению любви и дружбы между всеми её членами.
Публикация «Консультация для родителей „Всей семьёй выполняем задания логопеда“» размещена в разделах
Предлагаю вашему вниманию логопедические игры, в которые можно играть всей семьёй. Используя свои фантазию и воображение, родители и дети могут и сами придумывать весёлые и увлекательные игры и задания.
Отработка упражнений артикуляционной гимнастики может проводиться в виде соревнований:
1. Кто шире откроет рот?
2. Чей язык длиннее? (вытянуть язык как можно дальше; тянуть язык до кончика носа, до подбородка)
3. Кто первый сдует предмет со стола? (дуть на лёгкий предмет – ватный шарик, пуговицу, бумажную фигурку, вытянув губы в трубочку, не надувая щёк.
Автоматизация звуков.
1. Кто больше назовёт слов с отрабатываемым звуком?
2. Кто дольше на одном дыхании просвистит звук С: с-с-с-с-с-с-с; прозвенит звук З: з-з-з-з-з-з-з; прошипит звук Ш: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш; прожужжит звук Ж: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж; прорычит звук Р: р-р-р-р-р-р-р. Для определения точного результата можно использовать секундомер.
3. Находить в квартире предметы, в названии которых слышен отрабатываемый звук, например Р: радио, телевизор, ковёр, картина, кровать, компьютер и др. Отрабатываемый звук надо произносить утрированно, т. е. выделять голосом и протягивать.
4. Кто больше нарисует предметов с заданным звуком?
5. Игра «Быстро отвечай» - в этой игре вместе с автоматизацией звука закрепляются и обобщающие понятия. Ведущий (сначала это один из родителей, а потом и ребёнок) называет какую-либо лексическую тему, а игроки стараются быстро назвать предмет из данной категории. В названии предмета должен быть слышен отрабатываемый звук. За правильный ответ (он предполагает и правильное произнесение звука) игрок получает фишку. В конце игры подсчитывается, у кого больше фишек. Например, автоматизируется звук С. Возможные лексические темы и ответы: «Посуда» - миска, стакан, сковорода, кастрюля; «Мебель» - стол, стул, кресло; «Животные» - собака, слон, лиса, носорог; «Птицы» - сорока, соловей, сова, ласточка; «Транспорт» - автобус, самолёт, троллейбус, самосвал; «Фрукты» - слива, ананас, абрикос; «Части тела» - нос, спина, волосы.
6. Все вместе заучивают стихотворение или рассказ, а затем устраивается конкурс чтецов, выбирается победитель.
Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Многие игры можно проводить, перебрасывая друг другу мяч с называнием нужного слова. Это способствует развитию моторики, координации движений, сочетанию движений с речью.
1. «Наоборот» - называние слов с противоположным значением, используются различные части речи, например: весёлый – грустный; тяжёлый – лёгкий; высоко – низко; медленно – быстро; день – ночь; лето – зима; говорит – молчит; идёт – стоит и др.
2. «Назови семью» - называть взрослых животных и их детёнышей. Можно предложить папе называть животное – самца (папу, маме – самку (маму, а ребёнку – детё ныша: Медведь – медведица – медвежонок. Слон - слониха – слонёнок. Бык – корова – телёнок.
3. «Скажи ласково» - называть все предметы в доме в уменьшительно-ласкательной форме, используя не только общеупотребительные слова, но и придумывая новые, например: Шкаф – шкафчик, шкафулик, шкафульчик, шкафёнок… Дверь – дверца, дверка, дверочка, дверюлька, дверюшечка…
4. Упражнение в спряжении глаголов совмещается с отработкой правильного звукопроизношения. Каждому участнику предлагается слово-глагол, с которым он будет играть. Например, при дифференциации (различении) звуков С и Ш можно использовать глаголы СУШИТЬ, СМЕШИТЬ, СПЕШИТЬ: Я сушу. Я смешу. Я спешу. Ты сушишь. Ты смешишь. Ты спешишь. Он сушит. Он смешит. Он спешит. И так далее со словами ОНА, МЫ, ВЫ, ОНИ.