Мария Тумашева
«Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим». Образовательное мероприятие для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
П\ С:
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе природной картины мира, способствующих развитию речи. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. Подвести детей к выводу о том, что язык выполняет много разных функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает в переваривании пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением. Познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта. Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познать,
Публикация «„Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим“, Образовательное мероприятие для детей старшей группы» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
раскрытые секреты.
-«Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим» - скажите, что это (язык)
-Как вы думаете, язык – это друг или враг? Почему? (свободные ответы)
-Что такое язык (ответы)
-Зачем человеку язык (ответы)
-Зачем язык животным (ответы)
-Почему у человека один язык, а руки две, ноги две, глаза – два (ответы)
-Что было бы, если бы у человека было бы два языка (ответы)
-Послушайте:
«Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать-моргать,
Ручки всё хватать-хватать».
-Как вы думаете, почему говорят : «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами»(ответы)
-Какие ещё пословицы вы знаете?
Острое словечко колет сердечко. (русская пословица) - Миша Л.
Доброму слову и кошка рада. (русская пословица) - Миша Л.
Белоснежная гора от лунного света еще белее становится, разумный человек от хороших слов еще умнее делается. (монгольская пословица) - Илья Свинин
Язык без костей - о человеке, который говорит лишнее. - Сережа
Язык без костей: что хочет, то и лопочет (русская пословица) - Сережа
-«Языком не торопись, а делом не ленись», «Язык до Киева доведет», «Язык без костей: работает на хозяина и на гостей», «Мал язык, да всем телом владеет», «Язык впереди ног бежит» и другие. (показ иллюстраций, раскрывающий смысл пословиц)
-Некоторые ребята, у которых есть животные, проводили исследовательскую работу. И сейчас предлагаю им рассказать нам о результатах своих наблюдений (рассказы детей)
Давайте познакомимся с видами языков некоторых животных.
Посмотрите на экран, кто это? Лера, ты знаешь, какой язык у дятла?
-Все знают дятла. Его называют «санитаром леса», потому что он «лечит» деревья. Стучит по стволу дерева, найдет потайной ход вредителя и начинает сильно и часто долбить, чтобы добраться до жука-вредителя. Но вредитель тоже слышит, что к нему стучат и прячется. Язык у дятла длинный и очень липкий. Запускает его дятел в проход, который он выдолбил и отыскивает свою добычу.
-А это какое животное? – Правильно, муравьед. Машенька, расскажи нам, что ты о нем знаешь.
-Это крупное животное. У него пушистый хвост, длинная морда. Днем и ночью бродит муравьед в поисках пищи, а когда находит муравейник, то передними лапами проламывает крепкие стенки. Потом просовывает в пролом узкую морду и длинным языком добирается до середины муравейника.
Язык в липкой слюне, поэтому к нему легко прилипают насекомые. За 1 день муравьед может слизать до 30 тысяч муравьев.
-А кто же это? – Черепаха. Как черепаха приманивает добычу. Что можешь рассказать нам, Руслан?
-В пресных водах Северной Америки живет самая крупная черепаха – каймановая. Когда она хочет есть, а есть она хочет часто, то раскрывает рот и выставляет язык-приманку, он похож на червячок, который все время извивается. Язык у нее белый или светло-серый, а во время ловли добычи становится красным. И вот рыбка устремляется за аппетитным «красным червячком» и попадает прямо в пасть черепахи.
-Насколько разнообразен окружающий нас мир. Вот поглядите на эту картинку. Что вы видите? Как называется это живое существо? – Змея. А язык у нее рогатина, Наташа, слушаем тебя:
-У змеи язык раздвоен на конце. Часто его ошибочно называют жалом. Змеи могут определять языком вкус и даже запах. Некоторые ядовитые змеи используют язык для предупреждения, угрожающе размахивают им перед противником.
(показ картинки попугая)
-У некоторых попугаев язык-щетка. У них язык на нижней стороне заканчивается коготком, а на верхней стороне есть щеточка из щетинок. С помощью такого языка легко собирать пыльцу растений.
-А вот Геля про язык попугая знает другое, расскажи нам:
-У многих попугаев короткий и мясистый язык, у таких языков на конце есть углубление, как у ложки – чтобы лучше удерживать семена.
(показ картинки с хамелеоном)
-Лера, что ты можешь об сказать?
-Язык хамелеона «выстреливает» на расстояние. Язык покрыт клейкой слизью, которая помогает хамелеону удержать, подтянуть и отправить в рот не только насекомых, а иногда даже мелких птиц или ящериц…
-А зачем собака высовывает язык? (свободные ответы)
-Маша Лаврентьева наблюдала за своей собакой и кое-что может нам рассказать, пожалуйста:
-Когда становится жарко, человек выделяет пот, так он избавляется от лишнего тепла. У собаки потовые железы находятся только на носу и подошвах. Когда они высовывают язык, у них испаряется слюна – так собака себя охлаждает. Чем животному жарче, тем чаще оно дышит, широко раскрывает пасть.
-Но у нас-то с вами тоже есть язык. Давайте-ка рассмотрим его
овнимательней. Предлагаю перейти к столам. Там есть зеркала, заглянем в них (дети усаживаются за столы, рассматривают свои языки, языки соседей).
-Что вы увидели на своих языках (трубочки и бороздки)
-Где их больше всего?
-На блюдечках у вас сахар и лимон. Лизните сахар. Какой он на вкус (ответы) Лизните кусочек лимона, какой он (ответы)
-Кому-нибудь из детей предлагаю закрыть глаза, открыть рот, положить кусочек сахара подальше на язык, проглотить его. Что было у вас во рту (тяжело определить)
ВЫВОД. Большинство вкусовых рецепторов находится на кончике языка; чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно положить как можно дальше на язык.
Опыт № 2. «Отличие языка человека от языка кошки»
-Предлагаю вам побыть в роли кошки и попробовать, как она лакает молоко. (дети из блюдца «лакают» молоко)
-Почему не получается?
-Язык кошки устроен так, что она когда зачерпывает жидкость, язык становится похожим на ложку. Кошка опускает язык в молоко и зачерпывает ее. На кошачьем языке есть наросты, которые ей помогают во время питья задерживать жидкость. Из мелкого блюдца порой кошке трудно пить, в глубокую посуду язычок окунается без труда, и кошка получает достаточно жидкости.
ВЫВОД. Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко, а человеку лучше его пить из чашки.
Опыт № 3 «Язычок-трудовичок»
-Скажите, вы умеете читать стихи? Предложить одному из детей взять несколько круглых конфет и прочитать любое стихотворение. Показать детям, как иногда мы не понимаем людей, у которых проблемы с речью.
-Что произошло (трудно произносить слова, язык плохо двигается)
ВЫВОД. Когда дети плохо произносят слова, надо делать зарядку для языка.
-Как вы думаете, нужно ли человеку ухаживать за своим языком? Как это делать (свободные ответы детей)
-Мыть руки с мылом после туалета, улицы, прогулки,
Не брать ничего в рот,
-Не совать пальцы в рот,
-Чистить язык,
-Не облизывать игрушки…В рот могут попасть микробы…
-Заботьтесь о своем языке и помните, «если б не было его, не сказал бы ничего». В следующий раз проведем другие опыты, которые подскажут нам, как заботиться об языке.