Ирина Ивановна Гиматова
Конспект образовательной деятельности «Все профессии важны, все профессии нужны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
организации совместной образовательной деятельности
ДОУ: «Детский сад №98»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Образовательная область : «Познавательное развитие"
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Все профессии важны, все профессии нужны“» размещена в разделах
- Все профессии нужны, все профессии важны. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Форма: Игровая с использованием дидактических игр.
Образовательная область : познание, социально-коммуникативное, познавательно и речевое развитие.
Формы организации: групповая.
Цель: дать представление о профессиях прошлого и настоящего времени; развитие интереса к миру профессий; продолжать
знакомить с разнообразной деятельностью взрослых; развитие познавательных способностей детей в процессе исследовательской деятельности.
Планируемый результат:
Дети имеют представления о понятии «профессия», «профессионал», «вид деятельности».
Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия.
У детей в процессе совместной деятельности доброжелательные отношения с другими детьми.
Умеют анализировать, сравнивать, обобщать в процессе деятельности.
Дети умеют работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
Задачи образовательной деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи:
Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи, их труду, воспитывать бережливость.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Развивающие задачи:
Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация).
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с
воспитателем.
Способствовать развитию памяти, внимания.
Развивать экономическую грамотность.
Образовательные задачи :
Продолжать знакомить с различными видами профессий.
Совершенствовать умение анализировать в процессе игровой деятельности.
Обогащать словарь детей словами: «деятельность», «род занятий», «профессионал». Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями
Развивать умение составлять сложные предложения.
Формировать умение сотрудничества в игре.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) : Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип систематичности и последовательности.
Принципы развития речи: принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип семантизации и лексики.
Средства обучения:
Наглядные: демонстрационный материал, карточки с изображением разных профессий; оборудование для экспериментирования (разные виды бумаги, кубики, стаканчики с водой, схемы для записи результатов.
Мультимедийные: презентация на тему «Профессии прошлого», аудиозапись для экспериментирования.
Методы обучения: игра, беседа, поощрение, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием.
Методы воспитания: игра, беседа, объяснение, метод стимулирования.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика – синтез, 2015г.
3. «Занимательные финансы. Азы для дошкольников» Стахович Л. В.
4. «Беседы об экономике» Шорыгина Т. А.
Предварительная работа:
настольные игры экономического содержания «Менеджер», «Монополия»,
дидактические игры «Профессии»,
беседа с дошкольниками о профессиях, о профессиях родителей,
рассматривание иллюстративных картин на тему «Профессии»,
чтение стихотворений, загадок, пословиц о труде и профессии людей,
чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?» С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Буратино», русская народная сказка «Каша из топора»,
рассматривание альбома «Монеты», «Профессия инспектор ПДД», профессии моих родителей.
Этапы (последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия,
Деятельность детей,
выполнение
которых приведет к
достижению
запланированных
результатов Планируемый результат
1. Мотивация на совместную деятельность.
Задача: привлечь внимание детей и мотивировать их на совместную деятельность. Ручки, ручки, просыпайтесь, здравствуйте.
И ладошки, наши крошки,
здравствуйте, пальчики сердитые,
здравствуйте,
И ребята наши славные,
здравствуйте.
Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.
Ребята, сегодня утром родители привели вас в детский сад, а сами отправились куда?
А вы знаете, где работают ваши родители?
Как называются их профессии?
Я работаю в детском саду, а как называется моя профессия?
А что такое профессия? (Ответы детей)
Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь и приносит пользу обществу.
Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Воспитатель создает игровую ситуацию: дети повторяют знакомую жестовую игру.
Ведет диалог с детьми, дожидается ответа детей
Дети проявляют интерес, выражают собственные мысли, повторяют за воспитателем.
Дети проявляют интерес к игровой ситуации. Эмоционально откликаются на заданные вопросы
Организация и настрой детей на познавательную деятельность.
2. Основная часть
Задача: дать представление о понятии «потребность», ввести в речь новые слова,
.
Ребята, предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие в прошлое людей.
Давным-давно люди жили только там, где было тепло. Но у них тоже были потребности: они нуждались в еде, одежде, жилье. От непогоды и врагов они укрывались в пещерах.
Одевались эти древние люди в листья деревьев или шкуры животных, добывали пищу в лесу или в воде. Готовили пищу на костре. В те давние-давние времена люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи. Но люди не сидели без дела: им приходилось очень много трудиться, чтобы обеспечить себя всем необходимым (едой, теплом, жильем) тем самым они развивались, появлялись первые орудия труда. Именно в то время происходит разделение труда в первую очередь на женский и мужской. Как вы думаете, чем занимались женщины, а чем мужчины? И почему? Постепенно жизнь менялась, и происходило распределение обязанностей: кто-то работал в поле, кто-то пас скот, кто-то готовил еду, кто-то охотился. И постепенно люди стали замечать, что то или иное дело у кого-то получается лучше, чем у других.
Появляются МАСТЕРА, кто-то хорошо шьет, кто-то отлично готовит отлично, лепить горшки, изготавливать украшения, готовить и пр. лучше, чем другие. Начинается первый обмен товарами и услугами. Сначала люди обмениваются, а затем и начинают продавать свои товары и свой труд. Так появляются первые профессии.
Слайд 8 Сейчас в мире великое множество профессий. И сегодня настоящими мужскими профессиями считаются те, в которых требуется проявление физической силы, выносливости, а так же те, которые связаны с охраной правопорядка и защитой страны от врагов.
Слайд 9
Женскими профессиями и по сей день остаются те, которые связаны с уходом и опекой, воспитанием и обучением. Это профессии в которых необходимо проявление внимания, доброты, общения, творчества, милосердия, сострадания и т. д. Но сначала предлагаю вам немножко поиграть и размяться
Слайд 10
Мы в профессии играем Друг за другом повторяем! (маршируют на месте) Я – шофёр, помыл машину Сел за руль, расправил спину. Загудел мотор и шины Зашуршали у машины. (имитация вождения автомобиля) Подметает дворник двор Убирает дворник сор. (подметание) Наш охранник на посту Смело смотрит в темноту. (повороты, приставив ладони к глазам) А сапожник сапоги Для любой сошьёт ноги. К сапогам прибьёт подковки И пляши без остановки. (шитьё, прибивание молотком, пляска) Наши лётчики – пилоты Приготовились к полёту. (руки в стороны, наклоны корпуса) А портной сошьёт для нас Брюки – просто высший класс. (имитация шитья) Я - маляр, шагаю к вам С кистью и ведром Свежей краской буду сам Красить новый дом. (плавные взмахи руками вверх-вниз) Все профессии нужны! Все профессии важны!
Слайд 11
Время не стоит на месте. Жизнь и мир вокруг нас меняется. Происходят изменения и в мире профессий. Конечно по сей день существуют и те профессии, которые возникли много веков назад (врач, учитель, строитель, фермер, ветеринар и т. д., но есть и те, что устарели и исчезли по тем или иным причинам
Мы в профессии играем
Друг за другом повторяем!
Я – шофёр, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины.
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор.
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
Все профессии нужны! Все профессии важны!
Слайд 11
Время не стоит на месте. Жизнь и мир вокруг нас меняется. Происходят изменения и в мире профессий. Конечно, по сей день существуют и те профессии, которые возникли лет назад.
Какие, по вашему мнению, это профессии? Воспитатель демонстрирует карточки с изображениями древних людей, их образ жизни, задает вопросы, дает детям высказать свои предположения.
(имитация вождения автомобиля)
Дети заинтересованно слушают, отвечают на вопросы.
Проявляют умение поддерживать беседу, развивают диалогическую и монологическую формы речи.
2.1Дидактическая игра «Что для кого»
Сейчас в мире большое количество разнообразных профессий. И сегодня настоящими мужскими профессиями считаются те, в которых требуется проявление физической силы, выносливости, а так же те, которые связаны с охраной правопорядка и защитой страны от врагов. Женскими профессиями и по сей день остаются те, которые связаны с уходом и опекой, воспитанием и обучением. Это профессии в которых необходимо проявление внимания, доброты, общения, творчества.
Время не стоит на месте. Жизнь и мир вокруг нас меняется. Происходят изменения и в мире профессий.
найти как можно больше предметов, которые относятся к выбранной профессии.
Сейчас, ребята, предлагаю поиграть в игру, но сначала выберем ведущего по считалочке:
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Вот, например, Лева, когда станешь взрослым, кем ты станешь?
Сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что для кого?», игроки находят карточки с изображением атрибутов Второй вариант: участники придумывают как связаны предметы между собой.
Ребята, но в любой игре есть определенные условия, правила нашей игры: уважаем мнение и ответ товарища, при желании ответить поднимайте фишку зеленого цвета.
Отлично, ребята, много профессий мы вспомнили.
Воспитатель предлагает детям карточки с изображениями профессий людей, задает вопросы, дает детям высказать свои предположения.
Дети заинтересованно слушают, отвечают на вопросы.
Дети вовлечены в игру, делают свой выбор, отвечают на вопросы.
Проявляют умение поддерживать беседу, развивают диалогическую и монологическую формы речи.
2.2 Дидактическая игра «Кому принадлежит эта фраза?»
Задача: обобщить и систематизировать знания и представления детей о профессиях; развивать речевую активность, совершенствовать диалогическую речь, развивать мышление, внимание.
В игре мы поняли, что каждому виду деятельности требуются определенные предметы. Но, ребята, у каждой профессии есть фразы, по которым можно узнать, кем работает человек.
Я зачитываю фразу, а вы отгадываете, человек какой профессии мог сказать эти слова. Только не забываем поднимать фишку зеленого цвета, когда хотите дать ответ.
Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
Сегодня я буду писать картину. (Художник.)
Откройте рот и скажите «а-а-а-а». (Врач.)
Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
«Кому добавки?» (повар).
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
«Передаем за проезд» (кондуктор, водитель)
«Наша работа-Родину защищать» (военный)
«Пристегните ремни, самолет идет на посадку»»
«Спички детям не игрушка»,
«Соблюдайте правила дорожного движения»
Благодарю вас, ребята, вы отлично
разбираетесь в профессиях.
Воспитатель предлагает детям карточки с изображениями профессий людей, задает вопросы, дает детям высказать свои предположения.
Проявляют умение поддерживать беседу, развивают диалогическую и монологическую формы речи.
2.3
Дидактическая игра «Профессии»
Задача: обобщить и систематизировать знания и представления детей о профессиях; развивать речевую активность, совершенствовать диалогическую речь, развивать мышление, внимание.
Мы с вами замечательно поиграли и вспомнили профессии людей.
Человека, который отлично выполняет свою работу, называю профессионалом, мастером своего дела.
Людей разных профессий можно разделить на : тех, кто делает предметы своими руками (рабочие на заводе, ткачихи, портнихи, обувщики на фабрике, строители на стройке);
• тех, кто обслуживает людей (врачи, учителя, парикмахеры, продавцы, водители, моряки, лётчики, машинисты);
• тех, кто помогает людям отдыхать (музыканты, певцы, артисты);
• тех, кто трудится в деревне (хлеборобы, овощеводы, животноводы);
• тех, кто защищает Родину (военные).
Сейчас посмотрите на свои карточки и распределитесь по группам, можете ориентироваться на схемы.
Ребята, мы с вами вспомнили очень много разных профессий, существующие в наше время. Воспитатель организует детей на игру, помогает детям в случае затруднения. Дети откликаются на вопросы воспитателя
2.3 Дидактическая игра «Было дело»
Задачи: развивать
мыслительные операции (анализ, закреплять полученные знания в игре; расширить и активизировать словарь детей по теме.
Но есть и те, что устарели и исчезли по тем или иным причинам.
Как вы думаете, по какой причине ушли из обихода некоторые профессии?
Читая сказки, рассказы и стихотворения, написанные много лет назад, часто упоминаются исчезнувшие профессии : кучер, паяц, глашатай, водовоз, гонец.
Как вы думаете, какие обязанности были у человека, который работал гонцом?
Как вы считаете, какими качествами должен был обладать гонец?
Основная причина исчезновения распространенных в прошлом специальностей — развитие техники, «умных машин», которые облегчили ручной труд. Благодаря появлению «умных» машин и механизмов человек может больше не заниматься тяжелой физической работой. Экскаватор и бульдозер облегчают труд землекопов, электрические дрели и шуруповёрты приходят на помощь строителям, швейные машины и электроножи упрощают деятельность сапожников и портных.
Ребята, сейчас хочу познакомить вас с игрой «Было дело». Эта игра интересна тем, что в ней встречаются профессии прошлого, обратите внимание на костюмы, на атрибуты.
Ребята, названия этих профессий необычные на сегодняшный день. Где мы можем найти определение этих профессий?
Правила игры: нужно найти представителя профессии прошлого и настоящего времени.
- Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием. Предлагает детям сыграть в игру. Воспитатель организует детей на игру для закрепления понятий «профессии прошлых лет». Если ребенок затрудняется с выбором карточки, помогает ему.
Внимательно слушают воспитателя, поднимают карточки с ответом на вопрос Дети проявляют интерес к игровой ситуации.
Дети демонстрируют умение анализировать, отвечать на поставленные вопросы.
4. Физминутка
Задача: снять мышечное напряжение. Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте вместе со мной
«Игра в профессии»
Если хочешь стать маляром — делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)
Воспитатель организует детей на физминутку. Внимательно слушают воспитателя, с удовольствием выполняют движения У детей снято мышечное напряжение.
5. Экспериментальная деятельность
«Свойства бумаги», задача: продолжать знакомить детей с основными свойствами бумаги, закреплять полученный результат на бумаге. Ребята, а как вы думаете, благодаря чьему труду и деятельности произошли изменения в профессиях?
А кто же такой ученый? Ученый – это человек, который очень много знает в какой-либо научной области, проводит опыты, эксперименты и тем самым вносит изменения в жизнь людей.
А вы хотите провести опыт и сделать открытие?
Отлично, тогда надевайте шапочки, мы превращаемся в ученых.
Опыт №1 "Бумага мнется"
-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
-Значит делаем вывод- таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? (+,- полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги. (+,-)
Опыт №2 "Бумага рвется"
Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в таблицу.
Второе свойство бумаги - бумага рвется(-) .
Опыт 3 "Бумага режется"
-Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. (+,-).
Опыт 4 "Бумага намокает"-Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.
-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее (Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.
Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)
Опыт № Исследование бумаги на прочность. Поставьте 2 бруска на расстоянии, сейчас положите на лист еще 1 брусок. Что произошло с бумагой? (прогнулась, а сейчас сложите лист гармошкой и снова положите на брусочки, а сверху поставьте брусок. Что получилось? Какой вывод можно сделать?
6. Чтение пословиц
Задача: развивать умение слушать и понимать смысл произведений устного народного творчества (пословиц). Ребята, мы отлично поиграли, а сейчас послушайте, пожалуйста, как говорит народная мудрость русского народа о
«Труд человека кормит, а лень портит»? Попробуй объяснить смысл этой пословицы? Кто любит труд, того люди чтут. Труд человека кормит, а лень портит.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Научился сам - научи другого.
Как вы понимаете эту пословицу? Объясните смысл?. Воспитатель привлекает детей для ознакомления с пословицами о труде и трудолюбии, задаете вопросы о смысле пословиц.
Внимательно слушают пословицы, отвечают на вопросы, выражают свое мнение.
Дети проявляют интерес и устному народному творчеству, умеют внимательно и заинтересованно слушать пословицы.
7. Рефлексия
Задача: совершенствовать умение оценивать результат деятельности -Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Ребята, подумайте, что интересного сможете сегодня рассказать своим родителям. Воспитатель задает вопросы по теме деятельности. Дожидается ответа от детей.
Дети отвечают на вопросы, выражают свое мнение, участвуют в диалоге. Дети проявляют умение рассуждать, отвечают на вопросы полными предложениями.
8. Открытость Сюжетно-дидактическая игра «Кем я стану?»
Задача:
ориентировать детей на самостоятельную деятельность.
Развивать умение сделать выбор в соответствии с темой. В какую игру мы сможем еще поиграть?
-Ребята, предлагаю вам выбрать профессию, которая понравилась больше других. Попробуем поиграть в игру, где каждый из вас будет занимать Воспитатель организует детей на самостоятельную игровую деятельность, создает условия для игры. Воспитатель внимательно слушает ответы детей. Дети мотивированы на игру, самостоятельно выбирают роли, в процессе игры договариваются о покупках. Дети ориентируются на самостоятельную деятельность. Проявляют умение поддерживать беседу, развивать диалогическую и монологическую формы речи.