Елена Мартынова
Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности реализации инклюзивных практик
в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования
Вопрос об инклюзивном образовании является очень актуальным, так как с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями.
Публикация «Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования» размещена в разделах
«При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов…».
Выготский Л. С.
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описании процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях (ЮНЕСКО).
Инклюзивное образование – это совместное обучение здоровых детей и их ровесников, имеющих ограничения по здоровью. При этом речь идет не о специализированных классах или группах для детей-инвалидов в общеобразовательных школах или дошкольных образовательных учреждениях. Все дети независимо от их состояния здоровья, умственных или физических возможностей или ограничений занимаются в одном коллективе (классе, группе).
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ребенка, и, обучение должно быть организованно таким образом, чтобы удовлетворить эти особые потребности.
По мнению специалистов и, по моему убеждению, - это не только помогает особым детям легче влиться в общество, но и имеет колоссальный положительный воспитательный эффект для здоровых детей. К тому же это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми. В дошкольных общеобразовательных учреждениях инклюзивное обучение помогает лучше подготовиться к школе, способствует адаптации в обществе, развитию речевых, коммуникативных навыков, учит взаимодействию. Естественно, все это возможно только при грамотной работе педагогов и психологов, наблюдающих за ребенком и сопровождающих его.
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализацию процесса обучения, на разработку индивидуальной образовательной программы. Система обучения перестраивается под ребенка, анне ребенок под систему. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Детство – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
Программа обучения, подготовленная индивидуально для ребенка с ОВЗ, должна быть построена таким образом, чтобы она была понятна всем детям, могла способствовать раскрытию его потенциала, и нацелена на повышение успешности ученика.
При этом она должна быть адаптирована к программе, ориентированной на остальных детей группы.
Таким образом, необходимо создать комплексную систему психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в социуме.
Важным условием инклюзивного образования является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, а на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент незаменим.
Работа с семьей является основным моментом в процессе обучения детей испытывающих трудности в обучении. Для нас - педагогов не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребенка в процессе коррекции
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, которую необходимо вести целенаправленно и постоянно.
В заключение хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помочь им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Таким образом, для того, чтобы включение (инклюзия) были успешными – именно среда должна быть изменена.