Лучший педагог года

Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем

Елена Волощук
Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитанию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем».

Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д. С. Лихачёва о том, что «…любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Публикация «Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем» размещена в разделах

Сегодня – день ответа на вопросы: как быть? Что делать для того, чтобы вернуться к истокам, корням, традициям, культуре своего народа, патриотизму?

А мы попробовали использовать ознакомление с родным краем в воспитании начал патриотизма, разработана система занятий. Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие». С мая 2021 года я работаю углубленно над данной темой.

Этапы работы

• 1. Подготовительный (анализ литературы, обследование развития патриотических чувств, анкетирование родителей, обогащение развивающей предметно – пространственной среды, создание системы занятий по развитию патриотических чувств старшего дошкольного возраста). (август - сентябрь).

• 2. Основный (организация взаимодействия с воспитанниками по реализации занятия, организация взаимодействия с родителями) (октябрь – апрель).

• 3. Итоговый (повторное обследование особенностей патриотических чувств, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май)

На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализировано развитие патриотических чувств детей по методике Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой, М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Основные методы, который мы использовали – это индивидуальный опрос, беседа, наблюдение, как в организованных формах, так и в самостоятельной деятельности. Обследование помогло нам выявить показатели роста каждого ребёнка, целенаправленно спланировать работу содержание педагогического процесса, выбрать формы и методы работы с детьми, специалистами и родителями.

Анализ результатов обследования показал, что у большинство детей (50%) формируются умения и точка роста (40%). Эти дети не знают названия страны, города, своего адреса, но узнают флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о до-стопримечательностях родного города; плохо знают названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, так же плохо знают содержание былин, имеют слабые представления о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси, не используют в речи малые фольклорные формы.

На основании результатов обследования были поставлены следующие цели и задачи работы.

Цель работы: Воспитание начал патриотизма и любви к Родине детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным краем.

Задачи:

1) Формировать представления об особенностях места жительства детей.

2)Познакомить детей с историей названия улицы и района, с историей города, архитектурными особенностями, достопримечательными местами.

3) Воспитывать у детей желание любить свою улицу, свой район, свой город.

Развивающая предметно - пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

Мы создали естественную комфортабельную рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами.

В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные альбомы семейные, иллюстрации о районе, Московском районе, городе.

Приобрели настольные игры, направленные на патриотическое воспитание : “Путешествие по городу”, «Моя улица»

Сделали лепбук «Россия – знаем, любим, гордимся», в содержание которого вошла информация о городе и стране, игры, стихи, пословицы и поговорке о Родине, о национальностях народов страны, неофициальных символах страны (матрешка, балалайка, самовар, блины и т. д., значимые города России (Золотое кольцо, расскраски.

Используя его, дети могут легко рассказать о городе, его достопримечательностях, знаменитых земляках, народных промыслах, о стране, о культуре.

Наблюдения показали, что дети очень любят смотреть альбомы о Нижнем Новгороде, семейные альбомы, играть в игры с лепбуком.

Работа по воспитанию патриотических чувств у детей была разделена на следующие этапы:

- Я и моя семья

- Наш детский сад

- Московский район

- Мой город.

На первом этапе работы с детьми были поставлены следующие задачи:

- Воспитывать желание познать себя, свои способности и возможности.

- Формировать умение понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

- Воспитывать уважительное отношение к своим близким.

Для решения этих задач обогатили развивающую пространственную среду группы. Родители с детьми оформили альбомы «Я и моя семья», приобрели плакаты о строении человека, о хороших и плохих манерах. В занятия по социальному миру включали содержание по строению человека, его потребностям, условия существования, дружеским отношениям, охране здоровья; использовали этот материал в индивидуальной работе и в режимных моментах. Проводили различные игры: «Ребенок дня», «Изобрази прочитанное», «Похвали соседа». Дети выражали свои чувства и эмоции, показывали свое отношение к прочитанному, к соседу по игре. Однажды, на занятии, дети выделяли положительные качества у Кристины Р., без помощи педагога, они дали разные варианты ответов: Соня Р. сказала, что с Кристиной интересно играть, Рита З. отметила, что она веселая, а Денис Ш. добавил, что Настя В. очень симпатичная девочка и красиво одевается. Подобные игры включали в свою деятельность не только педагоги группы, но и различные специалисты (физической культуры, музыкальный работник).

Задачами второго этапа работы с детьми стали:

- формирование представления ребенка о детском саде, как о первой общественной среде.

- Воспитание уважения к сотрудникам детского сада и их деятельности.

- Воспитание культуры общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Сегодня мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, и поэтому в настоящее время проводим самые различные праздники: календарные, поэтические, религиозные.

А кто не любит слушать сказки? Сказки передают от поколения к поколению нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит народ. Дети любят слушать сказку, но гораздо интереснее услышать ее от бабушки Варварушки. И мы решили порадовать детей! Сделать неделю театра в детском саду. За осень 2021 года мы подготовили для показа сказку "Гуси - лебеди". Показывали сказку сначала младшим, потом средним группам. Театрализация элементов сказок и сцен использовалась на музыкальных праздникахИспользовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо.

Задачи третьего этапа мы определили таким образом:

- Формировать представления об особенностях места жительства детей.

- Познакомить детей с историей названия улицы и района.

- Воспитывать у детей желание любить свою улицу, свой район.

Для решения поставленных задач оформили фотовыставку с изображением зданий нашей улицы, повесили план застройки улицы. Детям было интересно найти свой дом. Вместе с детьми было принято решение сходить на виртуальную экскурсию по улице, где рассматривали особенности строения общественных зданий: библиотека, тц «Кубань», детская площадка, детский сад, магазины, школа… и находили сходства и различия жилых домов. На следующий день, после этой экскурсии, Ваня Н. принес план фасада своего дома, у остальных детей появилось желание нарисовать свой дом, свою улицу, что и было сделано на занятии по рисованию.

Артем В. заинтересовался названием улицы, в честь кого она названа? Вскоре мы получили небольшую информацию от Славы Д, что Валериан Владимирович Куйбышев - Революционер. Советский Партийный Деятель. В советское время его считали пламенным революционером, беззаветным борцом за народное счастье, крупным хозяйственным деятелем и руководителем советской индустриализации, его именем называли города, сейчас во многих городах России есть улицы названные его именем. Чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их в изучении истории района, была сделана карта районов города, где каждый район выделялся по цвету. Собрали открытки с достопримечательными местами района и близлежащими предприятиями («ОКБМ Африкантов», «Фабрика елочных игрушек», «Машиностроительный завод 70 лет победы»)

В индивидуальных и подгрупповых беседах обсуждали название района и улиц (Шаляпина, Сормовское шоссе, Воронова)

Основными задачами четвертого этапа мы поставили:

- Познакомить детей с историей города, архитектурными особенностями, достопримечательными местами.

- Воспитывать любовь к родному городу.

Что сделать, чтобы детям было интересно узнать историю своего родного города? Оформляли сообща (педагоги, родители, дети) альбомы о городе и Кремле, собирали фото и сделали мини альбом с различными кремлевскими башнями, гербом города. Детям стало интересно узнать, почему герб города – олень? Витя С. рассказал легенду о Коромысловой башне, всем захотелось увидеть Кремль. А где он находится? Мама Агнии Б. принесла карту города, и дети определили, что очень далеко ехать, решили организовать виртуальную экскурсию. И вот мы как в Кремле. Поднимались на кремлевскую стену по необычной лестнице, крутым ступенькам, смотрели на кремлевские башни и необозримые дали родной природы, слушали, затаив дыхание, легенды о Коромысловой и Часовой башнях.

Детей впечатлили мощь и красота Кремля до такой степени, что своими впечатлениями они делились не только дома, но и рассказывали друзьям, соседям по дому. Эти рассказы, записанные родителями, стали основой создания книги о Кремле. На занятиях по изобразительной деятельности дети оформили общую газету со всеми башнями Кремля. В индивидуальных работах нарисовали свои любимые места, башни, которые им особенно понравились. Ксюшу Б. впечатлили легенды о Коромысловой башне, она знает три легенды о ней. Нижегородский Кремль – это священное место нашего города; хранитель памяти о патриотических делах нижегородцев.

После виртуальной экскурсии Денис А. предложил построить Кремль из конструктора и сделать выставку оружия.

С опытом работы по воспитанию патриотических чувств, выступали на педагогическом совете, на заседании творческой группы.

Анализ результатов обследования детей в феврале месяце показал, что 80% находятся на сформированном уровне.

Анализ наблюдений за поведением показал, что дети :

• Знают название столицы, страны, свой адрес; называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города; знают и узнают флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта

• Поняли, что они стали в садике старшими, поэтому дружнее играют, внимательно относятся друг к другу и стараются проявить заботливое отношение к младшим.

Стараются сделать жизнь в садике еще интереснее и разнообразнее. Для родителей и малышей показывали спектакль, заходили наряженные в гости вовремя “Колядок” и на “Масленицу”, катали на санках. Они делают поделки и игрушки для малышей, например, “Валентинки”,“Мартнички”, приходят помогать одеваться на прогулку, играют с ними в сюжетные игры.

• Они узнали биографию В. В. Куйбышева, чье имя носит улица, на которой находится детский сад.

• Дети познакомились с историей и жизнью района, поняли необычные названия улиц района, увидели некоторые достопримечательности города.

• Родители стараются помочь детям в их начинаниях, они стали активными помощниками педагога в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Перспективы работы следующие:

Продолжать работу по развитию патриотических чувств, по воспитанию любви к родному городу и стране.

Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по патриотическому воспитанию детей.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 08:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем Елена Волощук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД