Марина Бурлакова
Опыт работы «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде и гражданская ответственность родителей, близких.
Публикация «Опыт работы „Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к окружающим людям, природе родного края. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, природе своего края, родной стране.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Свою работу по патриотическому воспитанию начинаем с создания для детей теплой, уютной атмосферы в группе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет формироваться более сложное образование – чувство любви к своему отечеству, родному краю, Родине
Работа по патриотическому воспитанию ведётся в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым и эстетическим воспитанием, при этом учитывается возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности. Учитывая возрастные особенности детей, широко применяются игровые приемы, которые важны, как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности.
Ознакомление дошкольников с историей, культурой и природой родного края осуществлялось во время совместной деятельности по экологии и ознакомлении с окружающим, тесно переплетающимся с региональным компонентом. Образовательные деятельности носят игровой, сюжетный характер, что помогает поддерживать интерес и активность её воспитанников. В процессе ребята получают не только новые знания, но и радость, положительные эмоции. С целью усиления развивающего эффекта использую методы активизации познавательной деятельности: моделирование, вопросы друг другу, воспитателю, поисковая деятельность, экспериментирование.
Неотъемлемой частью сближения и познания детей природы родного края являются целевые прогулки, экскурсии, после проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).
Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу родного края, тем больше начинаем любить его. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река Солзан, лесная полянка постепенно оживают для него. Игры в лесу, на берегу реки или озера, сбор грибов, ягод, наблюдения за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.
Начиная с младшего возраста, знакомим с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя без нужды рвать цветы, листья.
Стараемся дать детям максимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически правильно: не шуметь в лесу, не включать громко музыку, не разжигать огонь близко к деревьям, не рвать охапками цветы, не обижать насекомых и птиц, в группе имеются папки-передвижки с правилами поведения в природе.
Большую помощь в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой оказывает семья. В воскресный день мы предлагаем, родителям с детьми сходить в лес, на речку, просим их собрать природный материал, сфотографировать что-то необычное. А затем эти фотографии, поделки размещаем на выставках. Что и в нашей группе это практикуется очень часто.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции («Осинины», «Масленица», «Новый год» и др.) В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след
В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы фотовыставок о родном городе, о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок, ярмарках, спортивных праздниках и развлечениях
Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.
На протяжении 10 лет я веду кружок по экологии: «Байкальские почемучки», целью которого является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а основными задачами
1. привитие детям чувство гордости за свой родной край.
2. дать элементарные представления о жемчужине Сибири – Байкале.
3. добиться бережного отношения к окружающей природе, стремления не
ухудшить, а улучшить ближний мир.
Мною разработан перспективный план работы, с детьми начиная с 3 лет. Предполагаю, что ознакомление с культурой народов Сибири, историей природой родного края, обеспечит успешность формирования личности дошкольника. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, мы передаём детям и Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.
Первые представления о родной стране, которые ребенок получает в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет. Любой край неповторим.
Для Восточной Сибири центром, притяжения, несомненно, является озеро Байкал. Его уникальность и поэтика, создают благодарную основу для воспитания подрастающего поколения. В любом месте своя особенная, неповторимая природа.
Содержание данного плана включает ряд познавательных элементов занятий, экскурсий на берег Байкала, в лес, бесед, фотовыставок и выставок из природного материала, рассматривание иллюстраций, работа в книжном уголке, художественная деятельность.
Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города, края,своей страны, родному краю.
В группе имеется уголок краеведения «Байкал- жемчужина Сибири». В нем собран наиболее актуальный материал о родном крае, озере Байкал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике края, животном, растительном мире Прибайкалья. Содержание представлено фотографиями, альбомами, специальной литературой (художественной, справочно-информационной, детской).
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, природе играют огромную роль в становлении личности ребёнка. В ходе реализации работы дети получат знания о родном крае, его истории, достопримечательностях, символике, узнают, кто основал город, имена тех, кто прославил край. Если ребята начнут интересоваться жизнью своего родного края и уметь отражать эти представления в деятельности, делать первые шаги по сохранению природы родного края, то цели и задачи можно считать достигнутыми.