Анастасия Лёвкина
Воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой Сургута
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье обоснована проблема воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой. Автор раскрывает содержание, формы и методы ознакомления дошкольников с архитектурными сооружениями Сургута, которые будут оказывать влияние на воспитание патриотических чувств у детей 5-7 лет в детском саду.
Публикация «Воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой Сургута» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Сургут, мой город
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Ключевые слова: малая родина, патриотизм, патриот, архитектура, город, Сургут.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,
так и взрослый должен заботиться
о воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине»
(В. А. Сухомлинский)
Задача патриотического воспитания является одной из приоритетных в образовательной политике Российской Федерации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в образовательной области «Познавательное развитие» отмечено «формирование первоначальных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа» [1]. Вместе с тем, педагоги детских садов испытывают серьезные затруднения при решении данной задачи. Возникает множество вопросов при определении регионального компонента части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений: Как воспитать будущего гражданина своей страны, человека, уважающего свои традиции, свой край, ценности своего народа? Как воспитать чувство патриотизма у детей? Какие средства, формы и методы при этом использовать в образовательном процессе ДОО?
Нами предпринята попытка наполнения вариативной части образовательной программы формами и методами работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурой Сургута. По нашему мнению, приобщение к архитектуре родного города будет способствовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию родного края, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию.
Анализ толковых словарей, парциальных программ и психолого-педагогических исследований позволил нам прийти к пониманию базовых характеристик поставленной проблемы и научному обоснованию процесса воспитания у дошкольников патриотизма при ознакомлении архитектурой Сургута.
В толковых словарях патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; а патриотом называют того, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов Родины.
В настоящее время существует ряд образовательных программ, нацеленных на патриотическое воспитание дошкольников : «Мой родной дом» (под ред. А. С. Оверчук, «Наследие» (М. Ю. Новицкая, Е. В. Соловьева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Мое Отечество – Россия!» (И. В. Богачева, В. Л. Гиненский, «Я – человек» (С. А. Козлова) и др.
Большой вклад в научное обоснование вопросов нравственно-патриотического воспитания детей внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Л. В. Коломийченко, Е. И. Радина и др. Социально-педагогические основы формирования гражданского патриотизма подрастающего поколения представлены в исследованиях Г. Н. Данилиной, Л. Д. Жарикова, Е. А. Казаевой, Г. А. Ковалевой и др. [3].
Существует ряд исследований, раскрывающих потенциал архитектуры в воспитании у дошкольников художественного вкуса (Н. С. Бузакова, Н. С. Стерхова и др., формировании ценностного отношения к родному городу (К. В. Борчанинова, Н. А. Платохина и др., художественно-творческом развитии детей (С. Ю. Бологова и др.).
Вместе с тем, в практике работы дошкольных образовательных организаций средства архитектуры используются крайне редко в целях патриотического воспитания дошкольников. Для детей старшего дошкольного возраста характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений родного города, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности.
Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее. Первоначальное ознакомление с архитектурой родного города рождает когнитивный компонент патриотизма, который в дальнейшем может перерасти в ценностный и деятельностный компоненты.
Сургут – это особый город России со своими достопримечательностями, памятниками архитектуры, традициями и промыслами, героями прошлого и настоящего. На наш взгляд, в Сургуте есть немало архитектурных сооружений, которые интересны детям и будут иметь широкие возможности в их воспитании и развитии. Вместе с тем, возникают вопросы: Как познакомить дошкольников с архитектурой родного города? Как данную деятельность сделать познавательной и интересной для ребенка? Какие средства и методы при этом использовать? Как при помощи ознакомления с архитектурой воспитать у детей патриотические чувства?
Отвечая на поставленные вопросы, мы определили тематику образовательной деятельности. Тема «Сургут прошлого» была представлена на примере ознакомления с историко-культурным центром «Старый Сургут» и Домом купца Клепикова. Тема «Сургут настоящего» раскрыта на примере различных современных сооружений: мост через Обь, школа иностранных языков «Биг-Бэн», торговый центр «Вершина», Музейный центр, дворец искусств «Нефтяник», Театр Сургутского государственного университета, офисное здание Газпрома, храмы различный конфессий. Сургут будущего представлен детскими рисунками и постройками на тему «Родной город в моих мечтах» [6].
В процессе образовательной деятельности могут быть использованы стихотворения поэтов нашего округа «Добро пожаловать в Сургут», «Люблю я город свой родной» Л. Гайкевича, «Мне в окошко стучится берёзка» Л. Родиной, энциклопедия ХМАО – Югры, книжка-раскраска «Православные храмы Сургута» А. Ф. Ярошко и др. Особый интерес у дошкольников вызывают поэтические строки поэтов родного города:
Люблю я город свой родной,
Его бульвары и проспекты.
Люблю и в стужу я и в зной
Встречать сургутские рассветы.
Мне дорог каждый уголок:
Старинный дом, уютный дворик,
На слом собравшийся балок
И гул весёлый новостроек.
Леонид Гайкевич
Многие методические приемы могут быть заимствованы из современных исследований по использованию логических задач краеведческого содержания, старинных фотоснимков для ознакомления с архитектурой и градостроительством, познавательной информации о творчестве архитектора и миром его творений.
Кроме того, для ознакомления дошкольников с архитектурой Сургута можно использовать художественные альбомы, открытки, репродукции, фотографии, видеофильмы и презентации о достопримечательностях Сургута, карты и схемы города, макеты архитектурных сооружений и городских микрорайонов, дидактические игры и др. [6].
Особый интерес вызывет пособие «Архитектура для дошкольников» (Н. Н. Тятюшкина, Н. В Сивацкая, в котором раскрыто использование ТРИЗ-технологии, способствующей формированию у детей элементарных представлений об архитектуре как виде искусства. Приведем пример одного из заданий данной технологии «Решение противоречий».
Педагог задает детям вопросы, а они на них отвечают:
Окна должны быть большими, чтобы? (было светло, и должны быть маленькими, чтобы? (было тепло, и не задувал ветер)
Дом должен быть большим, чтобы? (могло жить много людей, и должен быть маленьким, чтобы? (занимать на земле мало места)
У дома должны быть стены, чтобы? (было тепло, и не должно быть стен, чтобы? был хороший вид из окна, чтобы было больше света.
Окна должны быть большими, чтобы? (в доме было много солнца, и не должны быть большими, чтобы? (не было видно, что делается в доме)
В доме нужно убирать, чтобы? (был порядок, и не нужно убирать, потому что? (не хочется и чтобы не уставать)
Дверь в доме должна быть закрыта, чтобы? (не пускать чужих) и не должна быть закрыта, чтобы? (могли пройти хозяева) [5].
Некоторые педагоги уже разрабатывают и используют в своей образовательной деятельности проекты по ознакомлению дошкольников с архитектурной средой города. Примером может служить детско-взрослый проект «Архитектурное бюро», в процессе реализации которого дети чувствуют себя настоящими архитекторами, создавая собственный макет района города. При этом существуют разнообразные формы и методы по ознакомлению с архитектурой родного города :
– Беседы об архитектуре, включающие три группы вопросов: а) вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию архитектурных сооружений; б) вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности архитектурного памятника; в) вопросы, побуждающие детей к бережному отношению к памятникам архитектуры.
– Экскурсии к памятникам архитектуры города.
– Манипулятивные игры с художественными материалами (например, «Линия нам рассказывает о…»).
– Режиссерские игры (например, «Диалог архитектурных сооружений», «Стиль архитектуры», «Здания родного города»).
– Состязательные игры (например, «Кто назовет большее количество…»).
– Ролевые игры (например, «Встреча с архитектором», «Незнайкина проблема», «Мир архитектуры глазами…»).
– Имитационные игры: «Встреча», «Мир архитектуры», «Произведение заговорило», «Путешествие в мир архитектуры», «Реклама архитектурных произведений».
– Игровые упражнения: «Дорисуй геометрическую форму», «Исчезнувшее изображение».
– Символические игры: «Найди ключ архитектора» [4]. В любую из приведенных выше игр можно внести содержание о Сургуте.
Приведем пример одной из игр «Вхождение в произведение архитектуры». После рассматривания Сургутских архитектурных сооружений дети внимательно рассматривают на картинках два здания. Педагог предлагает мысленно выбрать для себя здание, которое понравилось больше:
– Представьте, что вы стоите рядом с этим зданием, а может и внутри него.
– Почувствуйте атмосферу и настроение здания.
– Придумайте, какие события могли происходить в этом здании, кто там мог жить.
– Опишите свои впечатления.
Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с архитектурой – это перспективное направление работы ДОО, в рамках которой возможна интеграция образовательных областей и разных видов детской деятельности. Архитектура организует пространственную среду, хранит историческую память, создает яркие, эмоционально-насыщенные образы, предоставляя тем самым неисчерпаемые возможности для воспитания основ патриотизма у дошкольников.
Список использованных источников:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 29.11.2016).
2. Лашкова, Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования / Л. Л. Лашкова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № S6. С. 21-25.
3. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников [Текст] / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Сфера, 2013. – 144 с.
4. Платохина, Н. А. К вопросу о развитии у дошкольников ценностного отношения к родном городу средствами архитектуры [Текст] / Н. А. Платохина // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №7. – С. 37-47.
5. Тятюшкина, Н. Н., Сивацкая, Н. В. Архитектура для дошкольников : методические рекомендации по формированию у детей 5-7 лет элементарных представлений об архитектуре. / Тятюшкина, Н. Н., Сивацкая, Н. В. [Под общей редакцией А. В. Корзун]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер». – 2007. – 37 с.
6. URL : https://docplayer.ru/42578015-Znakomim-doshkolnikov-s-arhitekturoy-surguta.html ( дата обращения: 05.09.12.2018)