Татьяна Каплина
Экологическое воспитание детей раннего возраста в детском саду. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экологическое воспитание
детей раннего возраста»
(из опыта работы)
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Публикация «Экологическое воспитание детей раннего возраста в детском саду, Из опыта работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Не наукой, а частью души!
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к окружающему миру.
Детский сад является первым звеном в системе экологического воспитания детей.
Целью экологического воспитания является : обеспечение условий для формирования экологических знаний.
Задачи экологического воспитания :
1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе;
2. Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами;
3. Развивать умения увидеть и почувствовать красоту родного края;
4. Воспитывать элементарные нормы поведения в окружающем мире.
Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
С первых лет жизни дети видят, как мама ухаживает за цветами, заботится о кошке или собаке. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить кошку, потрогать красивый цветок.
Общаясь с природой у ребёнка развивается способность сопереживать, сочувствовать, заботиться о других, развивается наблюдательность, речь и бережное отношение ко всему живому.
В методическом кабинете много литературы для педагогов и детей по экологическому воспитанию.
Книги о животных и растениях, разные виды энциклопедий, схемы, таблицы, игры и пособия экологического содержания, картотека стихотворений и загадок, книги для самых маленьких о природе.
Игра - является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними, узнают о домашних и диких животных, о местах обитания, об изменениях в живой и неживой природе.
Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, внимание.
Насыщенная среда позволяет детям не только наблюдать за объектами природы, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.
В группах имеются уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями.
Мы учим детей поливать цветы, рыхлить землю, опрыскивать листья. Я показываю, как правильно держать лейку, лить воду небольшой струйкой, пользоваться инструментами-помощниками.
Дети знают, что у цветка есть корень, стебель, листочки и для их роста нужны - свет, тепло и вода, что благодаря нашему уходу, они растут такими яркими и красивыми.
В детском саду мы прививаем первые навыки ухода за комнатными растениями, обогащаем словарный запас.
В нашем детском саду созданы хорошие условия, способствующие формированию основ экологического воспитания детей.
У нас есть комната экологии, где находятся музей «Воздуха», центр «Вода-песок», «Бабушкин двор», уголок «Животные жарких стран», материалы для детского экспериментирования, представлены разные виды коллекций, много красивых цветов.
Силами воспитателей изготовлены макеты домашних животных -корова, коза, свинья с маленькими поросятами, домашние птицы- петух, индюк, курица с цыплятами, утка с утятами. Дети любят посещать экологическую комнату. Я рассказываю детям, почему домашние питомцы живут рядом с нами? Как мы о них заботимся, кормим, поим, строит им жилище. Они же в свою очередь заботятся о нас: корова дает молоко, курица несет яйца, из овечьей шерсти вяжут носки, варежки, собака сторожит дом. Чтобы закрепить знания детей о животных в своей работе я использую дидактические игры: «Чей малыш?», «Кто что ест?», «Чьи домишки?», экологические сказки, рассказы русских писателей Виталия Бианки, Сладкова, Михаила Пришвина.
Роль сказки в воспитании детей трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе.
Дети очень любят книги из серии «Маленький всезнайка» : «Кто на ферме живет?», «Чей нос лучше?», «Кто живет в лесу?». Познавательные тексты, красочные иллюстрации, загадки, потешки, забавные стихи делают знакомства детей с живой природой интересным и увлекательным.
Яркие образы этих книг надолго сохраняются в памяти, развивают речь, обогащают словарь детей, воспитывают заботливое отношение к родной природе. Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.
- Чем фрукты отличаются от овощей? Почему яблоко – это фрукт, а морковь – это овощ? Чтобы разобраться в этом вопросе в своей работе я использую развивающие игры «Загадки с грядки», «Половинки», разрезные картинки, муляжи овощей и фруктов.
Дети с удовольствием разучивают весёлые песенки и стихи, отгадывают загадки, беседую с детьми, как полезно употреблять в пищу витамины, есть овощи и фрукты.
Центр «Вода -песок» предоставляет возможность знакомить детей с неживой природой. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами воды и песка. Пересыпают песок из ладошки в ладошку, используют в игре мельницы, насыпают из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и находят их.
Мы проводили эксперименты с сухим и влажным песком. Сухой песок процеживали через сито, переливали через широкие трубочки. Проводили эксперимент «Куда исчезла вода?» ( В стаканчик с песком наливали воду и делали вывод: вода быстро впитывается в песок). Из влажного песка строили горки, дорожки, на мокром песке остаются следы, отпечатки.
- Какую радость доставляет детям игры с водой!
«Тонет –не тонет», «Что плавает?», «Вылови шарик». Это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения. Занятия с водой поднимают настроение у малышей, дарят им огромное количество положительных эмоций. Ребенок в этом возрасте познает и лучше усваивает окружающий мир тактильно и эмоционально.
Центр имеет многофункциональное значение, малыши не только приобретают знания о неживой природе, но развивают координацию движения руки и пальцев. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, обеспечивают психологическое благополучие малышей.
Экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности. Для этой цели в экологической комнате оборудован музей «Воздуха». Что же находится в этом музее? Это все предметы, которые имеют отношение к воздуху: самолётики, парусники, мыльные пузыри, воздушные шары. Очень интересны игры с вертушками, парашютами, помогающими определить направление ветра. Цель этого музея привлечь детей к экспериментальной деятельности.
В экологической комнате собраны разные виды коллекций, предназначенные для знакомства детей с различными природными объектами. Коллекции семян и плодов от цветов, кустарников, деревьев; образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины, ракушки, камни. Дети с удовольствием рассматривают, трогают, сравнивают.
- А какой замечательный муравейник есть в экологической комнате, коллекция игрушек: жучков и паучков, лягушек и змеек. Все это привлекает внимание детей. Я рассказываю, как им живется в природе и как надо бережно относиться ко всему живому.
В начале весны мы в группе посадили лук. Дети с удовольствием принимали участие в посадке лука, с интересом наблюдали как он растет. Хотя наши дети еще маленькие, но ухаживать за луком они умеют. Наблюдали как появились первые ростки, знали, что его нужно поливать, радовались, когда появлялось солнышко и лук наш рос.
Мы поставили веточки берёзы в вазу с водой. В течении двух недель наблюдали за состоянием веточек. Рассматривали почки на каждой веточке, сравнивали их. И наконец из почек появились первые листочки, сколько было радости в глазах детей, каждый хотел потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.
Важным источником знаний о природе является наблюдение. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Ежедневно я обращаю внимание детей на состояние погоды, светит ли солнышко, есть ли на небе облака или тучи, слышны ли звуки птиц, наблюдаем за поведением за грачей, за появлением насекомых. У нас на участке растет огромная ель. На ней много шишек. К нашей елке прилетаю разные птицы: воробьи, трясогузки, синички, частые гости голуби, сороки. Зимой мы вывешивали кормушки, и каждый день приносили угощенье для наших пернатых друзей.
Очень важно чтобы основы экологического воспитания, заложенные в детском саду, нашли свое продолжение в семье.
Для того чтобы заинтересовать родителей, мы проводим сезонные выставки творческих работ детей совместно с родителями, награждаем победителей и участников этих выставок.
В приемной для родителей созданы уголки по ознакомлению с природой, где размещена интересная информация об экологическом воспитании детей, например, (приметы времени года; в какие игры можно с детьми поиграть на прогулке; какие стихи разучить, прочитать книги о природе)
Все это позволяет объединить усилия педагогов и родителей в общем деле экологического воспитания.
Ребёнок должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.