Ирина Тараненко
«Воспитание толерантности посредством организации традиционных праздников». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое толерантность? Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе права быть иным, а так же воздержания от причинения вреда, т. к. вред, наносимый другому, означает вред и для всех, и для самого себя.
Публикация «„Воспитание толерантности посредством организации традиционных праздников“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. В английском языке - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском - умение «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском - «прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение. расположенность к другим»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, у детей формируются представления о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребенок может только в творческой деятельности, т. к. именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви.
В детском доме воспитание толерантности детей проходит в традиционных праздниках. Праздники и развлечения объединяют в себе различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных проблем.
Праздники и утренники в детском доме - это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми. Здесь видны их достижения.
Веселые игры, пляски, зрелищные мероприятия доставляют большое удовольствие детям, они чувствуют себя участниками общего торжественного события. Исполнение песен, танцев, драматизация, чтение стихов дает возможность каждому участнику передать свое отношение к празднику.
Каждый детский утренник отмечается в определенное время года, что находит свое отражение в художественном репертуаре. В праздниках использую русских народных персонажей, русский народный фольклор. Русский народный фольклор - это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку. Фольклор - источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека. А в наше время особенно важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор - кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть.
В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может явиться приобщение детей к истокам русского народного фольклора. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Он всегда носит воспитательную функцию и используется в современном образовательном процессе.
г
Организуя воспитательную работу, строим обучение так, чтобы основным достоинством воспитания не только приобщение к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие.
1 сентября - день знаний. Он дает детям настрой на новый учебный год. Как правило, этот праздник строится на готовом материале, т. е. стихи и песни о школе плюс различные игры и обязательно сказочный персонаж.
Если это осень, то ребята поют об осени, танцуют с осенними листочками, колосками, исполняют шуточные сценки, в которых персонажи - овощи и фрукты. С удовольствием инсценируют песни: «Огородная-хороводная», «Урожай собирай».
Новогодний праздник насыщен картинами зимы. В оформлении используются снежинки, изображение Деда Мороза и Снегурочки, ее заснеженного домика, и, наконец сама нарядная елка. На этом праздники поются песни, читаются стихи о зиме. Здесь и снежинки, снеговички, Снегурочка со своими лесными друзьями.
Особенно торжественно проходят такие праздники, как 23 февраля и 9 мая. На утреннике ставится задача - приобщить детей к общему праздничному настроению. Торжественная обстановка, праздничное оформление способствуют эмоциональному восприятию исполняемых песен, стихотворений, вызывают первоначальное проявление патриотических чувств. Дети сами участвуют в разнообразной художественной деятельности: поют, танцуют, инсценируют песни, участвуют в соревнованиях,
испытывая при этом эстетические переживания.
День 8 марта - концерт строится на активных действиях самих детей, они с удовольствием разучивают песни лирического характера. Часто дети сами исполняют роли ведущего.
На протяжении нескольких лет мы проводим экологический праздник «День Земли», где отражена тема любви к своей родной земле, и пробуждение природы ото сна.
Во всех праздниках присутствует сказочный сюжет. Сказка - вероятно, самое большое чудо. Добро и зло в сказке ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни - это и есть правда сказки. Своим содержанием она всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывая отстаивать справедливость, человечность. Вот и получается: «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам - урок». Очень красив язык сказок: певуч, поэтичен, с множеством метафор и сравнений, пословиц, поговорок, очень метких и поучительных. Все это делает сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей. Сказка развивается и в наше время, отражая его достижения, его характер, особенности современного быта. Мы часто используем сказки на новый лад.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом под влиянием взаимоотношений в семье (группе) сложившихся взглядов и отношение ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
*