Ирина Лаврова
Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей малой Родины
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Называевская средняя общеобразовательная школа №1»
Омская область
Передовая педагогическая практика
Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей малой Родины»
Лаврова Ирина Леонидовна, воспитатель
Педагогический стаж – 12 лет
ОмГПУ, 2009г
Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей малой Родины» размещена в разделах
БОУ ДПО ИРООО, 2020г.
Называевск, 2021
«Патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная
преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека».
Эдлай Стивенсон
Идея практики
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному краю, родной стране. Работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут, где они родились, где живут его близкие.
Главной целью моей работы по краеведению является развитие и воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей малой Родины. Оно формируется в ребенке постепенно в процессе воспитания патриота, любви к своим ближним, любящего свою Родину и гордящегося ею.
Условие формирование практики
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Вышло так, что я не сразу пришла работать в ДОУ. В течение своей педагогической деятельности, я работала учителем истории и обществознания в школе, и столкнулась с тем что дети плохо знают историю совей малой Родины. Они практически ей не интересовались. И мне как педагогу очень хотелось довести историю малой Родины до учащихся, но получалось это с трудом, так как дети были не приучены интересоваться прошлым земли своих предков. Оказалось что в дошкольном возрасте у них не было заложено формирование патриотических чувств на примере истории родного края.
И сейчас работая в ДОУ передо мной, как педагогом, встает задача воспитать у дошкольников гордость за свою малую Родину и страну, а так же свой народ, уважение к его прошлом. Целенаправленно формировать у детей патриотические чувства к малой Родине.
Теоретическая база
Для обеспечения теоретической базы наряду с программой «Детство» я использую парциальную программу «Мой родной край». Данная программа основана на тесном сотрудничестве с музеем, библиотеками.
Актуальность практики
Актуальность изучения истории своей малой Родины в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Адресность практики
Данная педагогическая практика «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей малой Родины» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.
Технология практики
Свою работу строю по следующим тематическим блокам:
1. Блок «Моя семья» - взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, повышению педагогической компетентности в вопросах формирования у детей положительных нравственных качеств, на социализацию детей и положительное общение их с окружающими.
2. Блок «Называевский район» - рассказать и показать детям, что село славится своими достопримечательностями, памятниками, своей историей, традициями, лучшими людьми. Обратить внимание детей старшего дошкольного возраста на объекты, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта и т. д., рассказать об их назначении.
3. Блок «Моя малая Родина» - знакомить с климатическими особенностями, с растительным и животным миром. Расширить представления о неживой природе, характерной для Сибири. Дать первичные представления о Красной книге.
4. Блок «Талантливые люди Называевского района» - расширять представления о городе Называевске, о его достопримечательностях (музей, памятники, стадион, кинотеатр, учебные заведения,производство. Воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры, спорта. Продолжать знакомить с гербом флагом и гимном Называевского района.
5. Блок «Культура и традиции» - знакомить детей с бытом и традициями народов, проживающих на территории Называевского района. Вызвать интерес к традициям: гостеприимство, почитание родителей. Знакомить с видами устного народного творчества: считалки, пословицы и поговорки, загадки, потешки. Углубить представления о народных промыслах, о декоративно - прикладном искусстве.
6. Блок «Будем Родине служить» - дать представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников войны, их фронтовых и трудовых подвигах). Рассказать о подвигах героев Великой Отечественной войны А. А. Пуненко, Н. А. Земцова и Д. В. Гапоненко. Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Вопросы, заданные детям в процессе рассказа, активизируют внимание детей, побуждают к логическому мышлению (Почему так называют наш город? Как вы думаете, почему здесь построили город? т. д.)
Трудности и проблемы при использовании данной практики
В ходе работы по краеведению столкнулась со следующими проблемами. Родители очень мало владеют достаточными знаниями о родном городе, районе. Мало познавательного материала для дошкольников. Недостаточно иллюстраций (быт, традиции). Недостаточно теоретического материала по организации краеведческой работы в ДОУ.
Приложение
Мониторинг знаний детей о малой Родине
(подготовительная группа)
1. Как называется наш город, район? (Называевск, Называеский район)
3 балла - дает полный развернутый ответ.
0 баллов – затрудняется ответить или не правильно называет название города.
2. Назови свой домашний адрес?
3 балла – полный ответ ( названы: город, улица, номер дома и номер квартиры.)
2 балла – неполный ответ ( названы: город, улица, но не названы номера дома и квартиры или не назван город или улица)
0 баллов – затрудняется ответить или неправильно называет свой адрес.
3. Какие улицы ты еще знаешь?
3 балла – называет 4 и более улиц города.
2 балла – называет 2-3 улицы города.
1 балл – называет 1 улицу города.
0 баллов – не называет ни одной улицы
4. Назови достопримечательности города и расскажи о них.
3 балла – называет 4 и более достопримечательностей и дает полный рассказ
о них.
2 балла – называет 2 – 3 достопримечательности и дает рассказ о них или
называет 4 и более достопримечательностей, но не может
рассказать о них.
1 балл – называет 1 достопримечательность и рассказывает о ней или
называет 2-3, но не может о них рассказать.
0 баллов – не дает ответа
5. Какие социально значимые здания (предприятия) есть в нашем городе? Расскажи о них.
3 балла – называет 3 здания (предприятия) и рассказывает о них.
2 балла - называет 1- 2 здания (предприятия) и рассказывает о них.
1 балл – называет 1здание (предприятие) и рассказывает о нем.
0 баллов – не дает ответа.
6. Назови памятники города и расскажи о них?
3 балла – называет 4 и более памятников и рассказывает о них.
2 балла – называет 2-3 памятника и рассказывает о них или называет 4 и более
памятника, но не может о них рассказать.
1 балл – называет 1 памятник и рассказывает о нем или 2-3 памятника без рассказа
0 баллов – не дает ответа
Высокий уровень – 16-18 баллов
Средний уровень - 8 – 10 баллов
Низкий уровень - ниже 4 баллов
Картотека игр
1. Интерактивная игра «Предметы быта в сказках»
Цель: познакомить детей со старинными предметами обихода в жизни русского народа, которые встречаются в сказках.
2. Игра – пазлы «Карта города»
Цель: закрепить умение собирать картинку из частей, развивать память, внимание и мышление.
3. Дидактическая игра «Достопримечательности родного города»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Называевска; развивать внимание, память, связную речь.