Катцина Вера Александровна
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Катцина В. А
Воспитатель МБДОУ Детский сад № 4 "Березка", с. Туим
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей нередко искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Темочки:
Воспитание у детей любви к своей Родине – это многогранный, долговременный, длительный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстетических чувств, связанная с любовью к родному городу, к родной природе.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки для формирования патриотических чувств у детей, формируются представления о родном крае и родной природе, мире, где живет человек. Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая стремится создать для него условия эмоционального благополучия и спокойствия. Поэтому основы патриотического воспитания закладываются с самого раннего детства, прежде всего в семье.
Жизнь в определенной мезасреде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: с детства он слышит родную речь, колыбельные песни, которые поет мама; сказки, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Поэтому чувство любви к Родине и своему народу начинается с любви к родному дому. Родной дом – сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями; дом, где он живет; его первых друзей; окружающую природу. Поэтому с детства необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.
Постепенно понятие «родной дом» для ребенка расширяется. Это уже и родная улица, его детский сад, родной город, поселок, позже не только малая (родной край, но и большая многонациональная Родина, гражданином которой он является. Поэтому базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В. А. Сухомлинский отмечает: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». [2, с. 38] Мы стремимся к тому, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному поселку и к людям, живущим в нем.
Литература:
1. Новийкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003.
2. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. – М., 1978